Упавший с неба

ФОТОАЛЬБОМ

УПАВШИЙ С НЕБА
Спектакль по мотивам оперы «Повесть о настоящем человеке»  и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева
Продолжительность: 1 ч. 30 мин.

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Дирижер-постановщик - Михаил Егиазарьян
Сценография и костюмы - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хормейстер - Евгений Ильин

Последняя опера С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» была завершена всего через три года после окончания войны, по горячим следам. Однако тщетно искать в ней батальные сцены, в списке действующих лиц нет ни одного немца, в партитуру не включено ни одной военной песни. Героический антураж отсутствует, нет противника, вокруг только «свои». Нет вообще ничего такого, что можно было бы назвать конфликтом или интригой в общепринятом смысле. Есть нечто иное: человек в, казалось бы, безвыходной ситуации.

Либретто было составлено С.С. Прокофьевым и М. А. Мендельсон-Прокофьевой по одноименной повести Б. Полевого с сохранением целых фрагментов текста. Судьба этой оперы оказалась нелегкой. Она была сразу же отвергнута на самом высоком официальном уровне, а вскоре, на пленуме Союза композиторов оперу раскритиковали за диссонантность, недостаточную мелодичность, а также за «искажение облика советских людей».

Как сегодня может прозвучать «Повесть о настоящем человеке»? Музыка Прокофьева подсказывает постановщику множество интересных решений. Как известно, Прокофьев ввел в музыку оперы пять народных песен, а также две песни собственного сочинения, написанные им еще в 1930-е годы. Опера Прокофьева существует в нескольких редакциях: авторской (1948), редакции Г. Н. Рождественского и Г. П. Ансимова (1960). Однако авторская интерпретация художественного руководителя «Геликон-Оперы» Дмитрия Бертмана, как всегда, удивляет зрителя.

«Этим спектаклем мы пытаемся извиниться перед нашими дедушками, которые смогли сохранить на карте мира Россию, искренне обладая редким для нас качеством – патриотизмом. Они защитили наши семьи, они провели нас через геенну огненную истории, - говорит Дмитрий Бертман. - Опера Сергея Прокофьева, великого гражданина России, стала последней, написанной им под плетью сталинизма. Но Прокофьев остался Прокофьевым – гениальным драматургом. Про эту оперу ходили легенды, в фольклоре ей приписывали тексты, которых там нет… Мы предлагаем свою сценическую редакцию начала XXI века – катастрофу упавших с неба в наше время».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Летчик Алексей Мересьев был сбит четырьмя немецкими истребителями, его самолет упал в глухом лесу в 30 километ¬рах за линией фронта. При падении Мересьев сильно повредил ноги, но, полный решимости добраться к своим, восемнадцать суток полз в сторону фронта, пока его не подобрали крестьяне из деревни Плавни. После ампутации ног он добился возвращения в истребительную авиацию и участвовал в боях под Курском. Казалось бы, выброшенный из жизни, он вновь сумел стать полноценным человеком.

Много лет спустя обыкновенный пенсионер, ветеран войны, лежит в самой обыкновенной больнице. Реальность накладывается в его сознании на события шестидесятилетней давности. За сценой в лесу следует сцена бреда после ампутации ног (в опере Прокофьева - центральная): Алексей видит трех хирургов, свою мать, невесту Ольгу, друга Андрея Дегтяренко... Рядом с Мересьевым в больнице лежат такие же, как он, старики - комиссар Воробьев и летчик Кукушкин, идентифицируемый им с дедом Михайлой, когда-то нашедшим его в лесу полуживым и выходившим.

Алексей вспоминает юность, оптимистичную довоенную агитацию («Вставайте, люди русские») и бабье царство в нищей деревне Плавни. Вспоминает румбу, которою он, превозмогая боль, танцевал на протезах в госпитале перед медкомиссией, доказывая свое право летать. Вспоминает и моменты абсолютного счастья, когда сбылась его мечта - ему удалось вновь подняться в небо, и его разыскала Ольга.

Но теперь, много лет спустя, героя навещает лишь один посетитель, которого интересует история его подвига - корреспондент немецкой газеты.

06 мая 15.00 / 19.00

Дирижер

Михаил  Егиазарьян *

Алексей

Петр Морозов *

Алексей В Молодости

Максим Перебейнос *

Ольга

Лидия Светозарова *

Клавдия

Народная артистка РФ Елена Ионова

Мать Алексея, Соло Из Кантаты

Заслуженная артистка РФ
Ксения Вязникова

Комиссар

Заслуженный артист РФ
Сергей Топтыгин

Дед Михаило, Кукушкин

Заслуженный артист РФ
Анатолий Пономарев

Бабка Василиса

Ольга Спицына*

Петровна

Заслуженная артистка РФ Марина Карпеченко

Андрей Дегтяренко

Алексей Тихомиров

Василий Васильевич

Дмитрий Овчинников

Старший Врач

Дмитрий Хромов

1-Й Хирург

Николай  Меликов*

2-Й Хирург

Алексей Егоров *

Корреспондент

Михаил Никаноров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*- первое исполнение роли в спектакле

 
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2017 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media