Упавший с неба

ФОТОАЛЬБОМ

УПАВШИЙ С НЕБА
Спектакль по мотивам оперы С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»  

Продолжительность: 1 ч. 30 мин.

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель и дирижёр - Владимир Понькин
Сценография и костюмы - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хомейстер-постановщик - Денис Кирпанёв

Премьера состоялась 09.05.2005 

ФОТОАЛЬБОМ

В 2005 году по случаю 60-й годовщины Победы Геликон обратился к последней опере С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», которая создавалась с осени 1947 по лето 1948 года. Таким образом, она была завершена всего через три года после окончания войны, что называется по горячим следам, однако тщетно искать в ней батальные сцены, в списке действующих лиц нет ни одного немца, в партитуру не включено ни одной военной песни. Героический антураж отсутствует, нет противника, вокруг только «свои», все как один неплохие люди. Нет вообще ничего такого, что можно было бы назвать конфликтом или интригой в общепринятом смысле. Есть нечто иное: человек в, казалось бы, безвыходной ситуации. Либретто было составлено Прокофьевым и М. А. Мендельсон-Прокофьевой по одноименной повести Б. Полевого с сохранением целых фрагментов текста. Судьба этой оперы не легка. Она была сразу же отвергнута на самом высоком официальном уровне. А вскоре, на пленуме Союза композиторов оперу раскритиковали за диссонантность, недостаточную мелодичность, а также за «искажение облика советских людей».

Как сегодня может прозвучать «Повесть о настоящем человеке»? Музыка Прокофьева подсказывает постановщику множество интересных решений. Как известно, Прокофьев ввел в музыку оперы пять народных песен, а также две песни собственного сочинения, написанные им еще в 1930-е годы. Опера Прокофьева существует в нескольких редакциях: авторской (1948), редакции Г. Н. Рождественского и Г. П. Ансимова (1960). Однако авторская интерпретация художественного руководителя «Геликон-Оперы» Дмитрия Бертмана, как всегда, удивляет зрителя.

«Этим спектаклем мы пытаемся извиниться перед нашими дедушками, которые смогли сохранить на карте мира Россию, искренне обладая редким для нас качеством – патриотизмом. Они защитили наши семьи, они провели нас через геенну огненную истории… Опера Сергея Прокофьева, великого гражданина России, стала последней, написанной им под плетью сталинизма. Но Прокофьев остался Прокофьевым – гениальным драматургом. Про эту оперу ходили легенды, в фольклоре ей приписывали тексты, которых там нет… Мы предлагаем свою сценическую редакцию начала XXI века – катастрофу упавших с неба в наше время» (Дмитрий Бертман).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Летчик Алексей Мересьев был сбит четырьмя немецкими истребителями, его самолет упал в глухом лесу в 30 километ¬рах за линией фронта. При падении Мересьев сильно повредил ноги, но, полный решимости добраться к своим, восемнадцать суток полз в сторону фронта, пока его не подобрали крестьяне из деревни Плавни. После ампутации ног он добился возвращения в истребительную авиацию и участвовал в боях под Курском. Казалось бы, выброшенный из жизни, он вновь сумел стать полноценным человеком.

Много лет спустя обыкновенный пенсионер, ветеран войны, лежит в самой обыкновенной больнице. Реальность накладывается в его сознании на события шестидесятилетней давности. За сценой в лесу следует сцена бреда после ампутации ног (в опере Прокофьева - центральная): Алексей видит трех хирургов, свою мать, невесту Ольгу, друга Андрея Дегтяренко... Рядом с Мересьевым в больнице лежат такие же, как он, старики - комиссар Воробьев и летчик Кукушкин, идентифицируемый им с дедом Михайлой, когда-то нашедшим его в лесу полуживым и выходившим.

Алексей вспоминает юность, оптимистичную довоенную агитацию («Вставайте, люди русские») и бабье царство в нищей деревне Плавни. Вспоминает румбу, которою он, превозмогая боль, танцевал на протезах в госпитале перед медкомиссией, доказывая свое право летать. Вспоминает и моменты абсолютного счастья, когда сбылась его мечта - ему удалось вновь подняться в небо, и его разыскала Ольга.

Но теперь, много лет спустя, героя навещает лишь один посетитель, которого интересует история его подвига - корреспондент немецкой газеты.

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2016 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media