Чаадский

ФОТОАЛЬБОМ

ЧААДСКИЙ
А.Маноцков
Либретто Александр Маноцков и Павел Каплевич
Продолжительность: 1 час 30 минут

Режиссер-постановщик: Кирилл Серебренников
Автор идеи: Павел Каплевич
Дирижер-постановщик: Феликс Коробов
Художник-постановщик: Алексей Трегубов
Режиссер: Денис Азаров
Художник по костюмам: Кирилл Серебренников
Режиссер по пластике: Евгений Кулагин
Ассистент режиссера: Константин Камынин
Ассистент художника по костюмам: Тамара Эшба
Художник по свету: Оскарс Паулиньш
Продюсерская группа: Павел Каплевич и Диляра Тимергазина

Премьера состоялась 01.06.2017

Спектакль - лауреат премии «Золотая маска» в номинации "Опера/Работа режиссера"
Признан лауреатом премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Спектакль года - опера».

Купить билеты, 20 апреля  Купить билеты, 21 апреля Купить билеты, 22 апреля

1 июня 2017 года в Московском театре «Геликон-опера» состоялась мировая премьера оперы Александра Маноцкова «Чаадский» в постановке режиссера Кирилла Серебренникова. Музыкальный руководитель постановки – дирижер Феликс Коробов, художник-постановщик – Алексей Трегубов. Продюсер проекта – Павел Каплевич.

Автором идеи создания оперы стал известный художник и продюсер, заслуженный деятель искусств России Павел Каплевич. «Это замечательный человек, реинкарнация Дягилева, – считает композитор Александр Маноцков. – Человек с кроссдисциплинарным чутьем. Это же свойство личности отличало Дягилева – у него было это ощущение «цайтгайста» – духа времени в искусствах. Павел и сам талантливый художник. Он же – соавтор моего либретто».

Кто из нас не помнит бунтаря Чацкого, героя сатирической комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»? Классика всегда актуальна, но в обрамлении современной музыки и смелой режиссуры на сцене «Геликон-оперы» вечный сюжет заиграет новыми красками. Не случайно фамилия главного персонажа созвучна фамилии главного героя знаменитого произведения Грибоедова. Чаадский – Чацкий – Чаадаев. Связь между вымышленными героями и авторами «Философических писем» и «Горе от ума» абсолютно логична и закономерна.

Выдающийся писатель, композитор, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов прожил короткую, но яркую жизнь. Автор бессмертной комедии «Горе от ума» и любимейшего миллионами «грибоедовского» вальса внес огромный вклад в развитие русской дипломатии, но трагически погиб в возрасте 34 лет. Реплики персонажей «Горе от ума» разлетелись по всему миру на цитаты, а вальсы, особенно ми-минор, узнаваемы слушателями с первых нот.

«Мой Чаадский, - синтезированный персонаж. В комедии Грибоедова не только он сам был прототипом своего героя – автор имел в виду и Петра Яковлевича Чаадаева, - говорит композитор Александр Маноцков. – И этот анекдот, что человека сочли сумасшедшим, взят из жизни: Чаадаева объявили сумасшедшим, когда он написал свои «Философические письма». Но мы использовали и другие литературные первоисточники – последний монолог из «Записок сумасшедшего» Гоголя, традиционную персидскую поэзию…Для меня имел огромное значение роман «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова. В нем присутствует важнейший мотив, что человек из душной, давящей со всех сторон чиновно-служебной действительности вырывается в совершенно другую жизнь, выскакивает, как в форточку и… гибнет. А Чаадский, мой персонаж, сходит с ума. Он действительно сходит с ума. При этом он сходит с ума по-настоящему, но этого никто не понимает, и сумасшедшим его объявляют по совершенно другому поводу…».

При создании оперы «Чаадский» Александр Маноцков использовал темы грибоедовских вальсов ми-минор и ля-бемоль мажор, которые вплетены в музыкальную ткань оперы на протяжении всего действия. Своей призрачной иллюзорностью счастья и хрустальной грустью они пронизывают все действие оперы, создавая ощущение контрастности и многомерности происходящего на сцене. «То, что мы придумывали с Павлом Каплевичем, и про что я писал музыку, – это ситуация двух видов несвободы: несвобода сознательная, и несвобода попытки от нее оторваться, ведь, когда все время борешься с одним и тем же, ты начинаешь бороться одинаково, что создает своего рода рутину. И только в конце оперы мой Чаадский приобретает собственный голос. Не доктринерский (потому что он – по сути доктринер, все время говорит какие-то максимы и проповедует). Он вдруг становится живым теплым человеком», – признается композитор.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Все события оперы происходят в течение одного дня в богатом московском доме.

1 акт

Раннее утро: дочь Софья тайно уединяется со слугой Молчалиным, хозяин дома Фамусов заигрывает с горничной Лизой. Происходит неловкая встреча всех четверых, но скандала не происходит: на самом деле все обо всём догадываются. Чуть позже в этот тихий мирок врывается Чаадский, вольнодумный молодой человек, когда-то живший в этом доме после того, как потерял родителей, друзей Фамусова. Некоторые мысли Чаадский сам не произносит вслух, но мы их слышим. Чаадский много лет путешествовал и от него не было вестей: он ждёт, что Софья, предмет его детской влюблённости, будет ему рада, но та оказывает ему довольно холодный приём. Является новый гость – молодой полковник Скалозуб, которого Фамусов желал бы видеть зятем. Чаадский по любому поводу разражается монологами о прогрессе и политике, язвит о всех и вся. Молчалин падает с лошади – Софья не может скрыть своего испуга в этой связи, Чаадский подозревает, что «Молчалин избран ей», между двумя молодыми людьми происходит диалог-дуэль. Молчалин, при господах и Софье играющий роль скромника, пристаёт к Лизе, пытается прельстить её подарками. Лиза, которой приходится маневрировать между хитросплетениями любовных страстей в доме, сама влюблена в буфетчика Петрушу.

2 акт

Вечер: в дом съезжаются друзья «потанцевать под фортепиано». Первыми являются княжны, подруги Софьи, они судачат о нарядах и участвуют во всех светских разговорах вечера. Завсегдатай светских событий Загорецкий является с билетами на новую премьеру. Приезжает Хлёстова – тётушка, которая воспитывала Чаадского и Софью ещё в их детстве. К радости Фамусова, прибывает и Скалозуб. К Чаадскому бросаются с объятиями два старых друга, в которых он смутно узнаёт карикатуры на самого себя, на свои внутренние голоса – их обоих зовут Репетилов, они забрасывают его банальностями в его же духе, но преувеличенными.

Софья пускает слух о том, что Чаадский не в своём уме. Слух быстро распространяется, сумасшествием объясняется склонность Чаадского к обличительным монологам о России и властях. Общественность обращается к царю с просьбой объявить Чаадского душевнобольным и приставить к нему доктора. Чаадский произносит недоуменный монолог: он не понимает, как ему быть, мир вокруг него рушится. В отчаянии он ищет выхода из этого мира. В финале звучат персидские стихи о бренности и скоротечности жизни.

Составы исполнителей серии спектаклей

 

14 Апреля 19.00

20 Апреля 19.00

21 Апреля 19.00

22 Апреля16.00

Дирижер

Заслуженный артист РФ
Феликс КОРОБОВ

Заслуженный артист РФ
Феликс КОРОБОВ

Заслуженный артист РФ
Феликс КОРОБОВ

Заслуженный артист РФ
Феликс КОРОБОВ

Чаадский

Михаил Никаноров

Михаил Никаноров

Максим Перебейнос

Михаил Никаноров

Фамусов

Дмитрий Скориков

Александр Киселёв

Александр Киселёв

Александр Киселёв

Молчалин

Андрей Орехов

Дмитрий Янковский

Андрей Орехов

Дмитрий Янковский

Софья

Ольга Спицына

Ольга Спицына

Ольга Спицына

Ольга Спицына

Лиза

Лидия Светозарова

Заслуженная артистка РФ Анна Гречишкина

Юлия Щербакова

Юлия Щербакова

Хлёстова

Народная артистка РФ
Елена Ионова

Народная артистка РФ
Елена Ионова

Мария Масхулия

Народная артистка РФ
Елена Ионова

Репетилов 1

Вадим Летунов

Вадим Летунов

Вадим Летунов

Вадим Летунов

Репетилов 2

Богдан Мотрук

Богдан Мотрук

Богдан Мотрук

Богдан Мотрук

Скалозуб

Георгий Екимов

Алексей Егоров

Георгий Екимов

Георгий Екимов

Загорецкий

Заслуженный артист РФ Анатолий Пономарёв

Заслуженный артист РФ Анатолий Пономарёв

Михаил Серышев

Андрей Паламарчук

Петруша

Иван Лукин

Иван Лукин

Степан Пономарёв

Степан Пономарев

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2017 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media