Мазепа

ФОТОАЛЬБОМ

МАЗЕПА
Петр Ильич Чайковский

Либретто П.И. Чайковского по поэме А.С. Пушкина «Полтава» с частичным использованием либретто В.П. Буренина
Опера в трех действиях, шести картинах
Продолжительность — 2 часа 45 минут

Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель: Кирилл Тихонов
Дирижер: Евгений Бражник
Художники-постановщики: Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Хормейстер: Евгений Ильин
Художник по свету: Денис Енюков

Премьера состоялась 28.01.1999 ​

Как известно, творчество Чайковского тесно связано с его биографией. Практически каждое сочинение – исповедь композитора. Так, сюжеты опер Чайковского часто напоминают о моментах его собственной жизни.  «Мазепа» - не исключение. Работа над оперой проходила для Чайковского на фоне драматических событий в жизни его любимой племянницы, ее романа с человеком много старше ее и рождения внебрачного ребенка.
Главная линия оперы «Мазепа» - это история девушки Марии, которая влюбляется в престарелого гетмана Мазепу. Вокруг этих отношений и развивается основной сюжет оперы: казнь отца девушки, трагедия влюбленного в нее Андрея, крах семьи, сумасшествие самой Марии. Это история о разрушительной, гибельной силе аномальной страсти, способной лишить человека разума.
«Событием театральной жизни… стал геликоновский «Мазепа»: в этих стенах сумели превратить в живое захватывающее зрелище оперу, которую почти никому и никогда не удалось решить сценически… налицо то чудо преображения, что доступно лишь подлинно музыкальному театру, когда под воздействием точно найденного сценического решения музыка начинает звучать и восприниматься по-иному», - писал критик Дмитрий Морозов в газете «Мариинский театр».
Кстати, впервые после Октябрьской революции «Мазепу» поставили в 1922 году в Москве в оперном театре С.И. Зимина, история которого неразрывно связана с нынешним зданием «Геликон-оперы» на Большой Никитской.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

I действие
В сердце Марии, юной дочери Василия Кочубея, пришла любовь. Но её избранник - не молодой казак, а седовласый старик Мазепа. Бесконечно готова она слушать его тихие речи, смотреть в чудные очи... Напрасно влюблённый в нее Андрей говорит о своём чувстве - Мария не в силах противостоять всепоглощающей страсти к гетману.

Кочубей с почётом принимает знатного гостя. Но стоит Мазепе попросить руки Марии - вспыхивает ссора. Кочубей возмущён самой мыслью о том, чтобы отдать любимую дочь старику. На шум сбегаются гости, с ними Мария, её мать Любовь, Искра, Андрей. Мазепа предлагает Марии выбирать между ним и родными - и девушка бросается в его объятия. Торжествующий Мазепа грозит Кочубею местью.

Но не простили родные и друзья Марии: в доме Кочубея зреет заговор против Мазепы. Оказывается, старик давно задумал изменить московской власти, и Кочубей пишет на него донос царю. Донос вызывается доставить в Москву пылающий ненавистью к Мазепе Андрей.

Несмотря на драматическое расставание с родными, Мария счастлива с Мазепой - он так нежно её любит.

Пётр не поверил доносу и выдал Кочубея Мазепе. На утро назначена казнь. Мысль о том, что он умрёт, не отомстив гетману, не даёт Кочубею покоя. Появляется Орлик, верный слуга Мазепы, требуя, чтобы Кочубей сказал, где спрятаны сокровища. С горькой иронией тот поведал о трёх кладах: своей чести, чести дочери, украденных у него Мазепой, и о мести, которая наполняет душу.

II  действие
Мазепа размышляет в одиночестве. Что будет с Марией, когда она узнает о казни отца? Мария расстроена - ей кажется, что Мазепа охладел к ней. Чтобы рассеять её ревнивые подозрения, старик открывает ей свои честолюбивые планы. Девушка в восторге - её возлюбленный станет царем! Любовь и верность не знают границ, она готова пожертвовать даже общением с семьей.

Но неожиданно появляется Любовь Кочубей. Только Мария может умолить Мазепу отменить казнь отца! Девушка в недоумении: какая казнь? Поняв, наконец, ужасную правду, она лишается чувств. Но матери не до сантиментов -  Мария должна спешить, ведь только она ещё способна спасти Кочубея.

Слишком поздно: ужасное дело свершилось. Окруженная многолюдной толпой, собравшейся поглазеть на казнь её отца, Мария от ужаса сходит с ума.

Разрушенный дом Кочубеев. Появляется Андрей. Напрасно, пылая местью, искал он Мазепу - изменник бежал. Знакомый дом вызывает в нём грустные воспоминания о Марии и потерянной любви. Неожиданно показываются Мазепа и Орлик. Андрей бросается на Мазепу, но тот стреляет и смертельно ранит юношу. Появляется потерявшая рассудок Мария. Потрясенный Мазепа пытается заговорить с ней, но она не узнаёт его и боится. Орлик торопит Мазепу; тот вынужден оставить Марию. Девушка склоняется над раненым Андреем, которого тоже не узнаёт. Он умирает под колыбельную песню безумной Марии.

ГБУК ММТ «ГЕЛИКОН-ОПЕРА» под рук. Дмитрия Бертмана

28-й театральный сезон (2017-2018)

Составы исполнителей серии спектаклей «МАЗЕПА» П. И. Чайковский

Большой зал «СТРАВИНСКИЙ»

 

30 мая 2018 г.

19.00

31 мая 2018 г.

19.00

02 июня 2018 г.

19.00

ДИРИЖЕР

 

Нар. арт. РФ

Евгений БРАЖНИК

 

Нар. арт. РФ

Евгений БРАЖНИК

 

Нар. арт. РФ

Евгений БРАЖНИК

 

МАЗЕПА

 

 

Михаил

НИКАНОРОВ

Засл. арт. РФ

Сергей

ТОПТЫГИН

 

Михаил

НИКАНОРОВ

МАРИЯ

 

Ольга

ТОЛКМИТ

Ольга

ЩЕГЛОВА

Ольга

ТОЛКМИТ

АНДРЕЙ

 

Игорь

МОРОЗОВ

Иван

ГЫНГАЗОВ

Игорь

МОРОЗОВ

КОЧУБЕЙ

 

Засл. арт. РФ

Михаил

ГУЖОВ

 

Александр

КИСЕЛЕВ

Засл. арт. РФ

Михаил

ГУЖОВ

ЛЮБОВЬ КОЧУБЕЙ

Засл. арт. РФ

Лариса

КОСТЮК

Засл. арт. РФ

Ксения

ВЯЗНИКОВА

Засл. арт. РФ

Лариса

КОСТЮК

ОРЛИК

 

Алексей

ЕГОРОВ

Георгий

ЕКИМОВ

Алексей

ЕГОРОВ

ИСКРА

 

Иван

ВОЛКОВ

Виталий

ФОМИН

Иван

ВОЛКОВ

 

ХОР и ОРКЕСТР ММТ «ГЕЛИКОН-ОПЕРА»

* - первое исполнение роли в генеральном возобновлении спектакля

 

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2017 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media