Мазепа

ФОТОАЛЬБОМ

МАЗЕПА
П. И. Чайковский

Продолжительность: 2 ч.

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель - Кирилл Тихонов
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева

Премьера состоялась 28.01.1999 ​

Отказываясь от традиционной интерпретации пушкинского «Мазепы» как фольклорно-исторической драмы, театр пристально рассматривает историю любви и трагических взаимоотношений Марии и Мазепы, Кочубея и Любови. Реальный персонаж – гетман Мазепа – предстает страстным романтическим героем, масштаб которого делает неуместной постановку вопроса о роли личности в истории.

Пресса о спектакле:

«Дмитрию Бертману удалось избавиться от парадно-фольклорной скуки прежних постановок …» «Московские новости» №17, 1999

«Событием… стал геликоновский «Мазепа»: в этих стенах сумели превратить живое захватывающее зрелище оперу, которую почти никому и никогда не удалось решить сценически… налицо то чудо преображения, что доступно лишь подлинно музыкальному театру, когда под воздействием точно найденного сценического решения музыка начинает звучать и восприниматься по-иному». «Мариинский театр» №1-2, 1999

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

I действие
В сердце Марии, юной дочери Василия Кочубея, пришла любовь. Но её избранник - не молодой казак, а седовласый старик Мазепа. Бесконечно готова она слушать его тихие речи, смотреть в чудные очи... Напрасно влюблённый в нее Андрей говорит о своём чувстве - Мария не в силах противостоять всепоглощающей страсти к гетману.

Кочубей с почётом принимает знатного гостя. Но стоит Мазепе попросить руки Марии - вспыхивает ссора. Кочубей возмущён самой мыслью о том, чтобы отдать любимую дочь старику. На шум сбегаются гости, с ними Мария, её мать Любовь, Искра, Андрей. Мазепа предлагает Марии выбирать между ним и родными - и девушка бросается в его объятия. Торжествующий Мазепа грозит Кочубею местью.

Но не простили родные и друзья Марии: в доме Кочубея зреет заговор против Мазепы. Оказывается, старик давно задумал изменить московской власти, и Кочубей пишет на него донос царю. Донос вызывается доставить в Москву пылающий ненавистью к Мазепе Андрей.

Несмотря на драматическое расставание с родными, Мария счастлива с Мазепой - он так нежно её любит.

Пётр не поверил доносу и выдал Кочубея Мазепе. На утро назначена казнь. Мысль о том, что он умрёт, не отомстив гетману, не даёт Кочубею покоя. Появляется Орлик, верный слуга Мазепы, требуя, чтобы Кочубей сказал, где спрятаны сокровища. С горькой иронией тот поведал о трёх кладах: своей чести, чести дочери, украденных у него Мазепой, и о мести, которая наполняет душу.


II  действие
Мазепа размышляет в одиночестве. Что будет с Марией, когда она узнает о казни отца? Мария расстроена - ей кажется, что Мазепа охладел к ней. Чтобы рассеять её ревнивые подозрения, старик открывает ей свои честолюбивые планы. Девушка в восторге - её возлюбленный станет царем! Любовь и верность не знают границ, она готова пожертвовать даже общением с семьей.

Но неожиданно появляется Любовь Кочубей. Только Мария может умолить Мазепу отменить казнь отца! Девушка в недоумении: какая казнь? Поняв, наконец, ужасную правду, она лишается чувств. Но матери не до сантиментов -  Мария должна спешить, ведь только она ещё способна спасти Кочубея.

Слишком поздно: ужасное дело свершилось. Окруженная многолюдной толпой, собравшейся поглазеть на казнь её отца, Мария от ужаса сходит с ума.

Разрушенный дом Кочубеев. Появляется Андрей. Напрасно, пылая местью, искал он Мазепу - изменник бежал. Знакомый дом вызывает в нём грустные воспоминания о Марии и потерянной любви. Неожиданно показываются Мазепа и Орлик. Андрей бросается на Мазепу, но тот стреляет и смертельно ранит юношу. Появляется потерявшая рассудок Мария. Потрясенный Мазепа пытается заговорить с ней, но она не узнаёт его и боится. Орлик торопит Мазепу; тот вынужден оставить Марию. Девушка склоняется над раненым Андреем, которого тоже не узнаёт. Он умирает под колыбельную песню безумной Марии.

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2016 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media