Царица

 

ЦАРИЦА
Д. Ф. Тухманов

Продолжительность: 3 ч. 15 мин.

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель и дирижёр - Константин Чудовский
Сценография и костюмы - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Балетмейстер-постановщик - Эдвальд Смирнов
Художник по свету - Дамир Исмагилов

Премьера состоялась 22.07.2009 (Александринский театр, Санкт-Петербург) 

ФОТОАЛЬБОМ

«Царица» — это яркое и зрелищное шоу, основанное на современном музыкальном и литературном материале, предназначенное для семейного просмотра. Оперу о судьбе величайшей из русских императриц — Екатерине Великой написал выдающийся композитор нашего времени Давид Тухманов, либретто — Юрий Ряшенцев в соавторстве с Галиной Полиди. За 3 часа 15 минут перед глазами зрителя пронесется вся история царствования и любви Екатерины на фоне величественных декораций, воссоздающих интерьеры Царскосельского дворца. Пышный и роскошный декор дополняется десятками зеркал, пламенем 696 свечей и неподражаемыми сценическими костюмами.

Постановка задумана в формате «открытой оперы». В ее основе лежит абсолютно новое видение оперы как формы досуга, способной привлечь внимание самого широкого круга зрителей. Создатели спектакля демонстрируют свежее творческое видение, нестандартный подход к этому виду искусства, стремятся сделать его понятным и интересным для неискушенной публики. Автор идеи проекта — народный артист России Лев Лещенко.

«В „Царице“ яркий и популярный стиль современной оперы сочетает классическую манеру исполнения — лирические арии, хоры народа и придворных, большой оркестр, дополненный колокольным звоном, — с простотой и мелодичностью музыкального материала и интересным узнаваемым сюжетом», — отметил режиссер-постановщик Дмитрий Бертман.

Проект осуществляется Фондом просвещения «МЕТА» при поддержке Финансовой Корпорации «УРАЛСИБ» и направлен на формирование интереса, любви и уважения к историческому наследию нашей Родины, содействие художественному и эстетическому воспитанию молодежи, повышение престижа оперы как формы досуга и культурного просвещения. Это прекрасный пример возрождения меценатства и филантропической деятельности в России.

Гастрольный список спектакля «Царица»:

2011:
Приморский краевой драматический театр имени М. Горького, Владивосток 
Красноярский Государственный театра оперы и балета, Красноярск 
Самарский театр оперы и балета, Самара
Академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, Нижний Новогород 
Государственный театр оперы и балета им. М. Глинки, Челябинск
Спортивно-концертный комплекс «Оренбуржье», Оренбург

2010:
Государственный академический Большой театр России, Москва
Башкирский государственный театр оперы и балета , Уфа
Творческое объединение «Премьера», Краснодар

2009:
Государственный Кремлёвский Дворец, Москва
Александринский театр, Санкт-Петербург

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Акт I.

Юная София Фредерика Анхальт-Цербстская прибыла в Россию, чтобы стать великой княгиней Екатериной, супругой наследника российского престола. Теперь, после смерти императрицы Елизаветы, Петр III готовится заключить жену в Шлиссельбургскую крепость и жениться на своей фаворитке Елизавете Воронцовой. Эту весть приносит Екатерине Григорий Орлов. Он клянется, что гвардейские полки приведут ее к власти.

Народ осуждает Петра III и его поведение на похоронах Елизаветы.

«Император в сей день был чрезмерно весел и посреди церемонии сей траурной сделал себе забаву: нарочно отстанет от везущего тела одра, пустив оного вперед сажен тридцать, потом изо всей силы добежит; старшие камергеры, носящие шлейф епанчи его черной, паче же обер-камергер, граф Шереметев, носящий конец епанчи, не могши бежать за ним, принуждены были епанчу пустить, и как ветром ее раздувало, то сие Петру III пуще забавно стало, и он повторял несколько раз сию штуку, отчего сделалось, что я и все, за мною идущие, отстали от гроба, и, наконец, принуждены были послать остановить всю церемонию...» (из «Записок Екатерины II»).

Екатерина подводит итог своей жизни с Петром III. «Я увидела Петра III в первый раз, когда ему было одиннадцать лет, в Эйтине, у его опекуна, принца-епископа Любекского. Мне было тогда десять лет. Тогда-то я и слышала от этой собравшейся вместе семьи, что молодой герцог наклонен к пьянству и что его приближенные с трудом препятствовали ему напиваться за столом, что он был упрям и вспыльчив, что он не любил окружающих, что, впрочем, он выказывал живость, но был слабого и хилого сложения. Вообще, он был еще очень ребячлив, хотя ему минуло шестнадцать лет в 1744 году, когда русский двор находился в Москве… Мой милый супруг вовсе не занимался мною, но постоянно играл со своими слугами в солдаты, делая им в своей комнате ученья и меняя по двадцати раз на дню свой мундир» (из «Записок Екатерины II»).

Подстрекаемые к мятежу гвардейцы выступают на стороне Екатерины. В результате государственного переворота Петр III отрекается от власти и погибает в Ропше при невыясненных обстоятельствах.

Екатерина провозглашена императрицей. Взойдет ли вместе с ней на трон Григорий Орлов, так много сделавший для ее воцарения? Екатерина II делает вид, будто не готова сама принять это решение, и обращается к Государственному Совету. Граф Никита Панин оглашает угодный ей вердикт.

Екатерина II, облаченная в мундир Семеновского полка, впервые дает бал в качестве императрицы. Иностранные послы ослеплены «азиатской» роскошью. Главная новость – закат Орлова и появление на горизонте нового фаворита.

Блестящее царствование омрачено восстанием Емельяна Пугачева, выдающего себя за чудом спасшегося царя Петра III. Впрочем, Петербурга достигают лишь вести о крестьянской войне, бушующей где-то на дальних просторах империи – словно на краю света. А следом приходит весть о поражении бунтовщиков и приговоре Пугачеву.

«Многочисленным злодействием сего изменника, врага и тирана означения вместить здесь невозможно. Ко изъявлению ж вообще мерзких действ его должно объявить, что по следствию дела, о нем произведенного, и самым признанием сего злодея оказалась толь неслыханная в человеческом роде лютость, что нет единого зла и такого ужасного варварства, которого бы гнусная душа его не произвела в действо, ибо забыв закон всемогущего господа и творца, явился он преступником пред самим богом; презрев присягу монаршей власти, сделался не только изменником, но, похитив имя монарха, стал возмутителем народа, и учинил себя виновником бедствия и губителем многих невинных людей… Сего ради… за все учиненные злодеяния, бунтовщику и самозванцу Емельке Пугачеву, в силу прописанных божеских и гражданских законов, учинить смертную казнь, а именно: четвертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса, а после на тех же местах сжечь» (из «Сентенции о наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников»).

Акт II.

Царица счастлива с новым фаворитом – впервые рядом с ней человек, достойный вершить судьбы государства. Вместе с Григорием Потемкиным Екатерина мечтает о завоевании Тавриды.

«Положите ж теперь, что Крым Ваш – вот вдруг положение границ прекрасное… Всемилостивейшая Государыня! Вы обязаны возвысить славу России. Сия слава проложит дорогу еще к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Черном море. От Вас зависеть будет запирать ход туркам и кормить их или морить с голоду. Таврический Херсон! Из тебя истекло к нам благочестие: смотри, как Екатерина Вторая паки вносит в тебя кротость християнского правления» (из Записки Потемкина о присоединении Крымского ханства).

Готова ли она на этот раз поделиться троном и властью? Кажется, новый брак царицы – дело решенное, однако кругом столько желающих хоть ненадолго добиться расположения государыни, и среди них молодой корнет Платон Зубов. Потемкин ставит царице своего рода ультиматум – уходит в монастырь и ему вроде бы удается вернуть расположение Екатерины.

«Какая тебе нужда сказать, что жив не останется тот, кто место твое займет. Похоже ли на дело, чтоб ты страхом захотел приневолить сердце? Но опасаться тебе причины никакой нету. Равного тебе нету. Я с дураком пальцы обожгла. Теперь читай в душе и сердце моем…» (из письма Екатерины II).

В честь завоевания Крыма князь Потемкин-Таврический дает в Петербурге до безумия роскошный бал, затмевающий все прежние празднества. Тот, кто в свое время воздвигал в безлюдных южных степях знаменитые «потемкинские деревни», теперь воссоздает на берегах Невы вид Севастополя. Увы, царица покидает бал вместе с Зубовым…

Екатерина Великая играет с внуками. Ее старшая внучка Александра Павловна (Александрина) – уже невеста юного короля Швеции Густава IV, и пока царица мечтает о прочном мире с опасным соседом, молодые люди, полюбившие друг друга с первого взгляда, мечтают о счастье. Министру иностранных дел Платону Зубову поручено подготовить брачный договор. Есть только одно препятствие: шведы требуют, чтобы невеста переменила православную веру на лютеранскую, и Зубов не может ничего с этим поделать. Обручение откладывается, но Екатерина никогда не смирялась с поражением.

«Чего вы плачете? Вещь отложенная еще не потеряна. Умойте глаза и уши холодной водой… Вчера я была нездорова» (из записки Екатерины II к Александрине).

Густав вновь не позволяет Александрине сохранить в Швеции свою веру, но и для Екатерины уступки невозможны. Не для того она царствовала тридцать четыре года, чтобы теперь уронить престиж государства, пусть даже от этого зависит cчастье ее родной внучки.

«Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь; Он мне в том свидетель. Слава страны – создает мою славу» («Мысли из особой тетради»).

 

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2016 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media