Садко

Сказочная опера-былина в семи картинах

Н. А. Римский-Корсаков
Либретто Николая Римского-Корсакова и Владимира Бельского
Премьера: 14.11.2015

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель и главный дирижёр - Владимир Понькин
Декорации и костюмы - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хормейстер-постановщик - Евгений Ильин
Балетмейстер-постановщик - Эдвальд Смирнов

ФОТОАЛЬБОМ

Премьера «Садко»  (27 декабря 1897) была дана артистами Московской частной оперы С. Мамонтова на сцене театра Солодовникова. После пожара 1898 года опера переехала в «Театр на Никитской» - в здание, где в 1990 году была открыта и куда в 2015 году вернулась «Геликон-опера». 

Первая постановка под звёздным небом – в Большом зале «Геликон-оперы». Сценическая машинерия переносит с земли на морское дно и возвращает обратно на землю. Вагнеровские тенора, вагнеровский оркестр и русский хор звучат в акустике зала на Никитской, открытия которого так долго ждали. 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Летом 1867 года Н. А. Римский-Корсаков сочинил музыкальную картину «Садко» для оркестра, вскоре она была с успехом исполнена. Сюжет идеально подходил именно для него — морского офицера, недавно вернувшегося из плавания. Картина открывается мелодической фигурой из трех нот. Точно так же начинается первое действие «Рогнеды» А. Н. Серова. Но вполне проходной оборот Римский-Корсаков превратил в настоящий символ моря-океана, пребывающего в беспрестанном движении. Да так, что сам Серов удивился: «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн…»

История о появлении на земле реки Волховы — тоже очень корсаковская. Мальчиком он каждый год переправлялся через Волхов по пути из родительского дома в Тихвине в Морской кадетский корпус в Петербурге.

В 1892 году Римский-Корсаков подверг музыкальную картину редактуре: «Я переделал оркестровку своего «Садко»… Этою переделкою я закончил все мои расчеты с прошлым». Но прошлое потребовало продолжения, сюжет вырос в уникальную в своем роде оперу-былину. О ней лучше всего сказал сам композитор: «Содержание оперы-былины «Садко» заимствовано главным образом из различных вариантов былины «Садко, богатый гость» (сборники Кирши Данилова, Рыбникова и других) в соединении со сказкою о Морском Царе и Василисе Премудрой (Афанасьев, «Русские народные сказки»), а некоторые частности — из стиха о Голубиной книге, а также из былины «Терентий-гость» и других». Римский-Корсаков воспринимал былины не как мертвый «литературный памятник», с которым он знакомился, листая книги. Ему довелось слышать сказителей — певцов русского эпоса, носителей древней традиции, так что былинный язык был для композитора живым языком. «Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п.», — сообщает Римский-Корсаков.

Действительно, язык либретто стилизован, далеко не все слова и выражения сегодня понятны. Поскольку автор подошел к фольклорному материалу творчески, современникам некоторые выражения тоже были непонятны, и он счел нужным дать пояснения: «Братчины (иначе ссыпницы, складницы) — товарищества или артели, устраивавшиеся в древнем Новегороде для совместного пирования. Настоятели (иногда называемые в былине князьями новгородскими) — очевидно, старшины города». Другие обороты Римский-Корсаков не пояснил. Сделаем это за него: Старину сказать — спеть былину или историческую песню; сур Волжанин — пригожий молодец с Волги; бусы-корабли — темно-серые, бурые корабли; скатный жемчуг — крупный и ровный жемчуг; дорогая камка — узорчатая шелковая ткань; бабин — видимо, от шуточного ругательства «бабин сын»; гусельки яровчаты — гусли из дерева явора, то есть привезенные из южной Руси; трость-дерево — тростник; сестры купавые — сестры-красавицы, пышные и гордые; молодильнички душистые — ландыши; рыба золото перо — волшебная рыба, уха из нее возвращает молодость; трубачи велегласные — трубачи громогласные.

Премьера «Садко» состоялась 26 декабря 1897 года (по новому стилю — 7 января 1898 года) на сцене Московской частной русской оперы Мамонтова.
 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Картина первая
Новгородцы пируют, славя свою вольницу. Гусляру Садко велят петь о богатстве города и красоте купеческих жен, а он поет о своей мечте — о дальних морях, недоступных новгородцам, ибо ни одна река не соединяет Ильмень-озеро с морем. Садко прогоняют с пира. 

Картина вторая
Уйдя от людей, Садко поет для дубравы, тростника, Ильмень-озера. Дочери Морского Царя услышали его и выходят на берег. Младшая из сестер, царевна Волхова, ведает: Садко — ее суженый. Чтобы он смог достичь дальних морей, она дарит ему рыбок золото перо.

Картина третья
Молодая жена Садко Любава Буслаевна всю ночь напрасно прождала мужа. Возвратившись, он рассказывает, как посмеялись над его мечтой торговые гости. Но теперь, зная о драгоценных рыбках, гусляр готов биться об заклад, поставив свою голову против всех новгородских товаров. Любава Буслаевна молится о спасении мужа.

Картина четвертая
В Новгороде идет торговля. Садко объявляет о чуде: в Ильмень-озере водится рыба золото перо. Он бьется об заклад и выигрывает, теперь Садко богат. Гусляр просит иноземных гостей рассказать о своих странах, чтобы решить, куда направиться. Садко с дружиной отплывает. Любава Буслаевна в отчаянии.

Картина пятая
Двенадцать лет Садко благополучно плавал по морям и удачно торговал. Морской Царь требует его к себе.

Картина шестая
Садко попадает в подводное царство. Морскому Царю полюбились его песни. Владыка соглашается выдать за гусляра царевну Волхову. Под водой начинается веселый свадебный пир — а на поверхности океана разыгрывается буря.

Внезапно появляется богатырь в образе калики перехожего и объявляет: власти Морского Царя пришел конец, Волхова отправится на землю и станет рекой, Садко будет служить песней родному Новгороду.

Картина седьмая
Садко просыпается на земле. Волхова превратилась в реку, соединившую Ильмень-озеро с Ладогой. Любава Буслаевна все это время ждала Садко — и вот спустя двенадцать лет дождалась. Новгородцы славят море и Волхову-реку.

 

 

 

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2016 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media