Прекрасная Елена

ФОТОАЛЬБОМ

ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА
Ж. Оффенбах

Либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви
Перевод Виктора Крылова
Продолжительность: 1 ч. 45 мин. 

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Дирижёр-постановщик - Владимир Понькин
Сценография и костюмы - Хартмут Шоргхофер (Австрия)
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хормейстер - Евгений Ильин
Балетмейстер-постановщик - Эдвальд Смирнов

Премьера состоялась 03.10.2014

«Прекрасная Елена» – 52-я по счету оперетта Оффенбаха. Премьера состоялась 17 декабря 1864 года на сцене парижского театра «Варьете». В поисках нового сюжета для оперетты Оффенбаха либреттисты Анри Мельяк и Людовик Галеви обратились к «Илиаде» Гомера. Либретто первоначально должно было называться «Взятие Трои». Большой спектакль остроумно пародировал приемы серьёзной оперы, а содержание его, прозрачно завуалированное древнегреческой фабулой, являлось острой сатирой на современность. Не случайно в одной из первых постановок «Прекрасной Елены» в Вене, при молчаливом одобрении композитора, Менелай носил усы и эспаньолку Наполеона III, а Елена была загримирована под Евгению Монтихо.

«Прекрасная Елена», по определению самого Оффенбаха, — опера-буфф. Музыкальная драматургия играет в ней определяющую роль. Спектакль развивается по законам французской комической оперы, которая по традиции включает в себя диалоги. Кроме куплетов, обычных в оперетте, здесь много ансамблей, хоров, арий, большие музыкальные финалы, построенные по типу финалов итальянской комической оперы (например «Севильского цирюльника» Россини).

Оффенбах знал немало способов добиться успеха, один из них: переложить на новый лад, историю известную всем. Для очередного шедевра Анри Мельяк и Людовик Галеви разработали сюжет о похищении Парисом Елены. Раскопки Трои, приковавшие внимание всегомира к Елене, Парису и Менелаю, ещё не начались, а Гених Шлиман, которому предстояло совершить переворот в археологии и истории, ещё оставался российским подданным.

В Санкт-Петербурге «Прекрасную Елену» впервые исполнили в 1866 году артисты французской труппы на сцене Михайловского театра, а уже в 1868 году герои Оффенбаха запели по-русски в переводе Виктора Александровича Крылова на сцене Александринского театра. В заглавной партии выступила Вера Александровна Лядова – балерина из труппы Императорских театров. Затем на русском языке появлялись различные переводы и текстовые варианты, в независимости от политической ситуации: А. Арго, В. Шершеневича, Н. Эрдмана, Б. Рацера, М. Гальперина.

На протяжении всей сценической истории «Прекрасную Елену» интерпретировали в самых разных стилях и временных рамках, но она удивительным образом всегда остаётся актуальной.

В версии театра «Геликон-опера» взят за основу дореволюционный сценический перевод либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви, выполненный Виктором Александровичем Крыловым. Художник-постановщик приглашен из Австрии - Хартмут Шоргхофер, уже работавший в «Геликон-опере» на постановке оперы Рихарда Вагнера «Запрет на любовь». Однако, сотрудничество художника с режиссёром-постановщиком Дмитрием Бертманом началось ещё в Венской Фольксопер, за которой последовал целый ряд именитых театров Шведская королевская опера, Канадская опера в Торонто, Оперный театр Эрфурта - и везде неизменный успех. В Москве Бертман и Шоргхофер успели вместе поработать над «Иолантой» в Театре Н. И. Сац, а в Баку поставили современную оперу «Интизар».

«Геликон» подготовил зрителям немало сюрпризов, один из них - на роль Ореста, которую обычно исполняют меццо-сопрано, приглашены три контртенора: Юлий Котов, Далер Назаров и Вадим Волков. Куплеты Ореста: «Дзинь-ля-ля! Что за голова, голова, о-ля-ля!» могут смело соперничать с куплетами князя Орловского из оперетты Иоганна Штрауса. Мы надеемся, что этот спектакль станет таким же популярным, как и легендарная «геликоновская» «Летучая мышь».

Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-оперы»:

В западноевропейской опере царственные особы как правило страдают и бездельничают, и только режиссёр может заставить оперного правителя трудиться. Греческие цари в оперетте Оффенбаха поют, играют и забавляются, как раз перед началом Троянской войны. «Прекрасная Елена» шла в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко целых тридцать лет до моего рождения и ещё долго после него. У меня об этом спектакле сохранились самые тёплые и нежные воспоминания. Сейчас «Елены» нет в репертуаре ни одного московского театра. У нас шедевр композитора исполняется в авторской редакции, что редко можно встретить в современных постановках, поскольку со времени создания музыка Оффенбаха претерпевала множество оркестровых версий. Оперетту вытесняют опера и мюзикл, и мне захотелось дать ей приют в нашем временном пристанище на Арбате. Честно говоря, я очень надеюсь, что этим спектаклем мы завершаем премьерный список на этой сцене, и следующая наша премьера состоится в родном доме на Большой Никитской.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Жизнь в Спарте течёт, как и повсюду в Древней Греции. Женщины под руководством Калхаса, жреца Юпитера, поддерживают традиционные духовные ценности, молодёжь в лице царевича Ореста бунтует против традиций.
Из Трои прибывает царевич Парис. Он только что рассудил трёх богинь и вручил яблоко раздора Венере, которая пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин — Елены, супруги царя Менелая, дочери Леды и Юпитера. В Спарте Парису предстоит завоевать царицу. На первом этапе своего хитроумного плана он знакомится с греческими царями и побеждает их в соревновании силой интеллекта. Юпитер устами Калхаса велит Менелаю совершить путешествие на Крит.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Вместо того чтобы хранить вверенную им честь супруги Менелая, во время его отсутствия, греческие цари предаются развлечениям. Парис пользуется этим и переходит ко второму этапу плана по похищению Елены: он завоёвывает любовь самой царицы. Внезапно возвратившемуся Менелаю приходится позаботиться о своей супружеской чести — Парис изгоняется из Спарты.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Тщетно пытаясь восстановить душевное равновесие, греки предаются развлечениям. Оскорбленная изгнанием Париса Венера обратила свой гнев на весь греческий народ, который изнывает в невыносимых мучениях. Вместе с народом страдают его цари. Есть только один способ умилостивить богиню: увезти Елену из Греции и принести щедрую жертву Венере. Эту миссию берется выполнить Парис, который переходит к третьему — заключительному этапу плана по похищению царицы. Парис увозит Елену. Народ славит героев...

 

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2016 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media