Средство Макропулоса

СРЕДСТВО МАКРОПУЛОСА
Л. Яначек

Продолжительность: 1 ч. 40 мин. (с двумя антрактами по 25 минут)

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Дирижёр-постановщик - Геннадий Рождественский
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева

Премьера состоялась 25.06.2003 

ФОТОАЛЬБОМ

«Женщине 337 лет, но она все еще молода и прекрасна. И знаете, она несчастна… Мы счастливы, ибо знаем, что жизнь коротка. Потому необходимо использовать каждый миг надлежащим образом», – так Леош Яначек изложил фабулу «Средства Макропулоса» в письме к своей музе Камиле Штёссловой, женщине на 38 лет его младше, от которой он долго и безуспешно пытался добиться взаимности. С момента знакомства Яначек отправил ей более семисот любовных писем, придал ее черты героиням всех последующих произведений. Не стала исключением и опера «Средство Макропулоса». В образе главной героини, Элины Макропулос, прожившей фантастически долгую жизнь и сменившей множество имен при неизменных инициалах «Э. М.», воплотились новые черты равнодушной Камиллы. Приглашая возлюбленную на пражскую премьеру, композитор написал: «Вы придете посмотреть на эту холодную особу? Возможно, увидите собственную фотографию».

В основу произведения положена пьеса Карела Чапека, написанная в духе готического романа и декадентской драмы. Яначек превратил ее в либретто прекрасной поэтичной оперы, способной увлечь истинных ценителей вокального искусства – музыка, необычайно сильная, красивая, насыщенная прекрасными мелодиями, сочными гармониями, сложна по эмоциональному богатству и одновременно проста для восприятия. Спектакль Дмитрия Бертмана по силе эмоционального воздействия может сравниться с захватывающим мистическим детективом, в котором постепенно, шаг за шагом, раскрывается удивительная тайна эликсира вечной молодости, продлившего жизнь Элины Макропулос.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Первое действие
Прага. Приёмная адвоката Коленатого. Архивариус Витек убирает папку с делом «Грегор-Пруст». Это тяжба о наследстве, длящаяся почти сто лет. Молодой Альберт Грегор, представляющий одну из заинтересованных сторон, возмущён состоянием дел. Коленатый передал его в Верховный суд, откуда дело ещё не вернулось. Вбегает юная певица Криста, дочь архивариуса Витека. Она восхищается Эмилией Марти, знаменитой оперной певицей. Внезапно появляется Марти с адвокатом Коленатым. Примадонна расспрашивает о деле Грегора. Марти говорит о существовании неких аргументов для решения дела в его пользу. Коленатый возражает, что для выигрыша не хватает доказательств. Марти справляется о том, какие именно документы необходимы. «Завещание», – отвечает Коленатый. Тогда Эмилия Марти рассказывает, что в доме Пруса, среди бумаг есть конверт с завещанием, написанным собственноручно Фердинандом Йозефом Прусом. Однако Коленатый полагает, что это досужий вымысел. Однако Грегор настаивает, чтобы Коленатый проверил слова Марти. Грегор расспрашивает незнакомку о документах. А Марти пытается разузнать о некоем конверте.

Возвращается Коленатый. Вместе с ним в приёмную входит противник Грегора аристократ Ярослав Прус. Он подчёркивает, что нужно доказать, что незаконнорожденный сын Пруса Фердинанд был именно тем самым Фердинандом Грегором.

Второе действие
Закулисье оперного театра. Машинист сцены и Уборщица обсуждают очарование Марти и её способность к перевоплощению. Входит Прус, разыскивающий Марти, а ним следует его сын, Янек, Криста. Появляется примадонна. Она утомлена. Её настроение развеял старый слабоумный Гаук-Шендорф. Он как-будто в бреду твердит имя некой Евгении, испанской цыганки, которую он любил лет пятьдесят назад. Когда Марти говорила с ним по-испански, поцеловала его и назвала ласково Макси, он убеждается, что Евгения не умерла.

Тем временем Прус расспрашивает Марти об Эллиан Макгрегор. Он прочёл её любовные письма и подозревает, что какой-то обман кроется в том, что в свидетельстве о рождении Фердинанда фигурирует некая Эллина Макропулос, имеющая те же инициалы. Она названа его матерью. Поскольку незаконнорожденному ребёнку даётся имя матери, её сын должен был получить имя «Фердинанд Макропулос», в противном случае имение перейдёт во владение Прусам.

Марти готова купить желанный конверт, обнаруженный Прусом среди прочих бумаг, но он отказывает ей и уходит.

Возвращается Грегор. Он признаётся утомлённой разговором засыпающей Марти в своей любви. Очнувшаяся Марти видит Янека и горячо просит выкрасть из дома отца конверт с надписью «Передать лично моему сыну Фердинанду». Их подслушивает Прус. Он прогоняет сына. Прус соглашается отдать конверт Марти, если она проведёт с ним ночь…
Янек подглядывает за отцом.

Третье действие
Гостиничный номер Эмили Марти. Прус отдаёт Марти конверт. Его условие было выполнено. Он чувствует себя обманутым. В постели Марти была холодна как лёд. Горничная говорит Прусу, что внизу его ждут. Прус уходит и возвращается: он узнал, что его сын Янек покончил с собой. Примадонна равнодушно выслушивает взбешенного Пруса. Его прерывает Гаук-Шендорф. Он предлагает побег в Испанию. Эмилия соглашается.

В комнате появляются Грегор, Коленатый, Криста и доктор. Пани Гаук выводит прочь мужа, Коленатый говорит о сходстве подписей Эмилии Марти и Эллиан Макгрегор на документах. Он подозревает фальшивку.

Марти выхватывает револьвер. Мгновенно сменив тактику, Марти говорит, что хотела сначала привести себя в порядок, а затем объясниться. Окружающие шарят в вещах Эмилии и обнаруживают множество предметов, помеченных инициалами «Э. М.». Прус утверждает, что почерки Эллины Макропулос и Эллиан Макгрегор идентичны.

Марти возвращается с бутылкой виски и говорит, что она родилась на Крите в 1585 году и была названа Эллиной Макропулос. Ей 337 лет. Её отец Иеронимус, придворный лекарь короля Рудольфа, правившего в Богемии с 1576 по 1612 год. Монарх приказал лекарю найти эликсир бессмертия. Алхимик нашёл необходимую формулу и дал испробовать приготовленное зелье своей 16-летней дочери. Выпив раствор, девушка впала в кому, а лекарь был заключён в темницу. Вскоре девушка поправилась и сбежала. Спустя много лет она передала формулу бессмертия своему возлюбленному, барону Прусу. Она родила ему сына. Поскольку эликсир продлевает жизнь на 300 лет, чтобы избежать смерти, Эмилия нуждается в новой порции. Сначала Марти никто не верит, однако мало-помалу к её словам прислушиваются и понимают, что она говорит правду. На её плечах груз неимоверно длинной жизни. Она готова подарить рецепт любому…

Жизнь оставляет Эмилию. Беззвучно повторяя молитву, она умирает.       

 

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2016 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media