Фальстаф

ФОТОАЛЬБОМ

ФАЛЬСТАФ
Дж. Верди

Продолжительность:  2 часа 30 минут с двумя антрактами

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Дирижёр-постановщик - Теодор Курентзис (Греция)
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Балетмейстер - Эдвальд Смирнов
Хормейстер - Евгений Ильин

 

Премьера состоялась 02.10.2001

Свою постановку режиссер посвятил столетию со дня смерти Джузеппе Верди. Последняя опера величайшего итальянского композитора пронизана юмором и искрящимся смехом: хотя Верди было уже 80 лет, он написал комическую оперу с изобретательной оркестровкой, великолепными речитативами и изумительными мелодиями.

Из-за вокальных сложностей «Фальстаф» практически не ставится на театральных сценах, и в России известен лишь по единственной постановке Бориса Покровского.

Сюжет для «Фальстафа» Верди взял из комедии Шекспира «Виндзорские проказницы», дополнив некоторыми сценами из драматической хроники «Генрих IV», и написал его в традициях итальянской оперы-буффа с ее захватывающей комедийной динамикой, хитросплетениями интриг и комичными ситуациями. Бурлескный, озорной спектакль получился и в «Геликоне» – главный герой, Фальстаф – не обрюзгший жиром старый ловелас, а стройный молодой повеса, в которого влюблены все женщины… Карнавальное настроение и легкий дух авантюризма царят на сцене зала «Стравинский» легко и непринужденно.

Пресса о спектакле:

«Дмитрий Бертман предложил своим актёрам сыграть шоу – весёлое, яркое, построенное на актёрской импровизации, с клоунадой…» «Культура» №38, 2001

«Фальстаф» - хрестоматия актёрского мастерства. Ударная бригада геликоновцев работает с виртуозностью гистрионов…» «АиФ» - Москва №42, 2001

«Геликон-Опера» … остаётся на фоне прочих музыкальных театров, заслуживающих внимания, самым продуктивно работающим русским театром. Это происходит благодаря его художественному руководителю и режиссёру Дмитрию Бертману, наделённому необыкновенной силой воображения, который вместе со своей молодой труппой умеет превратить пространственную ограниченность своего помещения из недостатка в достоинство» «Franffurter Allgemeine» 21.11.2001

«Фальстаф» в «Геликон-Опере» - лишь вторая в истории Москвы постановка этого комического шедевра Верди. Как всегда, оригинальная интерпретация режиссёра Дмитрия Бертмана преподносит зрителю массу сюрпризов…» «Opera», февраль 2002

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Первое действие
Сцена первая. В таверну «Подвязка», где сэр Джон Фальстаф обедает, обильно запивая трапезу вином, врывается доктор Кайус, энергично пытающийся выяснить, куда мог подеваться его кошелёк, таинственно исчезнувший после вчерашней совместной попойки. Естественно, что ни сам Фальстаф, ни его слуги Бардольф и Пистоль не имеют об этом ни малейшего представления. Кайус вынужден убраться ни с чем. Однако финансовые дела собутыльников из рук вон плохи. Фальстаф, уверенный в своей человеческой и мужской неотразимости, пишет одинаковые письма двум веселым кумушкам - Алисе Форд и Мэг Педж, в надежде на то, что дамы оценят его по достоинству. Слуги отказываются участвовать в этой бесчестной затее. Фальстаф подробно и очень доходчиво объясняет мерзавцам, для чего в дальнейшем может послужить им их честь. Письма относит паж.

Сцена вторая. В саду мистера Форда Алиса и Мэг, обнаружив, что получили одинаковые послания, со смехом и издёвками цитируют их друг другу. К язвительным комментариям оскорбленных дам присоединяется их верная наперсница миссис Квикли. В это же время на другом конце сада, Бардольф и Пистоль в красках описывают мистеру Форду, к каким непредвиденным финансовым и моральным издержкам может привести знакомство его супруги с сэром Джоном. Мистер Форд сильно огорчается. Вместе со всеми в саду прохлаждается и доктор Кайус - новоявленный жених дочери Фордов Наннетты, до сих пор не нашедший своего кошелька, но зато обретший союзника в лице мистера Форда. Наннетта тут же во всю флиртует со своим избранником Фентоном, мало обращая внимания на отцовские запреты. В разных концах сада, независимо друг от друга, плетутся нити заговора против несчастного сэра Джона.

Второе действие
Сцена первая. Ничего не подозревающий Фальстаф принимает назад своих лицемерно покаявшихся слуг. Через некоторое время в таверну приходит миссис Квикли с поручением от Алисы Форд, назначившей час свидания, и нежным приветом от Мэг Педж. Пока окрылённый своими успехами сэр Джон собирается на свидание, к нему является еще один посетитель - переодетый мистер Форд. Он сообщает, что с помощью Фальстафа хотел бы добиться благосклонности некой Алисы, в которую он якобы давно и безнадежно влюблён. Фальстаф не только обещает содействие, за определенную мзду естественно, но и сообщает несчастному, что уже спешит на свидание к этой самой даме. Сэр Джон уходит переодеваться, а мистер Форд тем временем с поистине средиземноморским темпераментом рассуждает о незавидной доле мужей-рогоносцев.

Сцена вторая. В доме Форда Алиса и Мэг потешаются над Фальстафом, слушая рассказ миссис Квикли. Наннетта не разделяет их веселья, со слезами на глазах рассказывая матери о сватовстве доктора Кайуса. Алиса сочувствует дочери. Наступает время визита сэра Джона. Все занимают исходные позиции. Появившись, Фальстаф, не тратя время на сантименты, пытается сразу же перейти к делу. Раздается голос Квикли, предупреждающей о появлении Мэг. Фальстаф прячется за ширмы. Вслед за Мэг в дом врывается мистер Форд вместе со слугами и сочувствующими. Пока они мечутся из угла в угол, дамы прячут Фальстафа в корзину с грязным бельём, а его место за ширмами занимают Фентон с Наннеттой, которым до всего происходящего нет никакого дела. Корзина с полузадохнувшимся Фальстафом выброшена в окно. Мистер Форд обнаруживает за ширмами дочь и ещё раз, в довольно-таки ультимативной форме, объявляет ей о своих взглядах на брак.

Третье действие
Сцена первая. Фальстаф, сидя у дверей таверны, горько философствует о своей судьбе. Стакан теплого вина помогает сделать эти размышления менее грустными. Внезапно появившаяся миссис Квикли довершает благотворное действие волшебного напитка - она принесла письмо от Алисы с извинениями и просьбой о новом свидании. Оно должно состояться в полночь, в лесу, у зловещего дуба, на котором когда-то повесился охотник Герн. Остальные заговорщики не без злорадства подслушивают разговор. Мистер Форд, милостиво посвящённый в дамские козни, замышляет этой же ночью обвенчать Кайуса и Наннетту.

Сцена вторая. Полночь в Виндзорском лесу. Фентон и Наннетта готовятся к переодеванию и занимаются своей обычной любовной чепухой. Появляется неугомонный Фальстаф. Внезапно его окружают духи и привидения, которые щиплют и тискают несчастного ловеласа, заставляя покаяться во всех мыслимых и немыслимых грехах. Когда лесные жители снимают маски, Фальстаф понимает, что его снова одурачили. Форд пытается завершить весёлую ночку свадьбой Наннетты и Кайуса, но благодаря хитрости женщин, венчает Наннетту и Фентона. Фальстаф доволен, что в дураках остался не он один.
 

Поделиться
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media