Вампука, невеста африканская
16+
ВАМПУКА, НЕВЕСТА АФРИКАНСКАЯ
Образцовая во всех отношениях опера
В. Г. Эренберг
Либретто М.Н. Волконский
Продолжительность: 2 часа с антрактом
Режиссёр - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель - Владимир Понькин
Сценография и костюмы - Андрей Климов
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хормейстер-постановщик - Денис Кирпанёв
Балетмейстер-постановщик - Эдвальд Смирнов
Премьера состоялась 10.04.2010
Постановка Дмитрия Бертмана «Вампука, невеста африканская» - иллюстрированная азбука оперной режиссуры. Композитор преследовал цель лишь высмеять штампы. Эта «образцовая во всех отношениях опера» была написана Владимиром Эренбергом, одним из основателей театра «Кривое зеркало», в 1909 году на собственное либретто. Пародия, высмеивающая оперную рутину, имела оглушительный успех. Слово «вампука» стало нарицательным как означающее всё трафаретное и нелепое в опере.
Премьера спектакля состоялась 1 апреля 2005 года в Центре оперного пения Галины Вишневской. К своему 20-летнему юбилею «Геликон» представил обновлённую версию этого оперного анекдота. Спектакль является совместной продукцией Центра оперного пения Галины Вишневской и Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Акт I.
Сюжет «Вампуки» относится к числу вечных сюжетов, которые никогда не перестанут тревожить сердце настоящего любителя оперы.
По африканской пустыне скитается невеста Вампука. Чья невеста – неизвестно, просто невеста. Её разыскивает войско эфиопов, ибо Страфокамил – царь шаляпинского размаха – пожелал сделать Вампуку своей женой.
Благородный старец Меринос, тоже царь, только тайный, указывает прекрасной Вампуке место, где похоронен прах её несчастного отца, и велит плакать. Вампука плачет и от непосильных страданий падает в обморок. Ради её спасения молодой Лодырэ полон решимости бежать за стаканом воды...
Вампука приходит в себя, следует классическая сцена узнавания ею Лодырэ. Герои изливают взаимные чувства в лирическом дуэте.
Но эфиопы не дремлют, они стремительно и неумолимо приближаются. Следует образцовая сцена погони. Она увенчивается полным успехом – ненавистный Страфокамил называет Вампуку своей женой, которой остаётся только констатировать сей прискорбный для неё факт.
По знаку царя начинаются эфиопские игры и пляски. Под видом певца на праздник проникает Лодырэ, но Страфокамил разоблачает его и хочет казнить.
Покой эфиопов неожиданно нарушен. Их завоевывает Меринос, который приходит к решению вместо Лодырэ казнить Страфокамила. Все славят героя.
Акт II.
Вновь на сцене восхитительная Вампука, молодой и прекрасный Лодырэ и ужасный Страфокамил, а также Меринос, Жрец, хор, балет… История продолжает развиваться, приобретая ещё больший трагический размах, но опытный зритель без труда разберётся в водовороте событий и без помощи краткого содержания.