Лулу
ЛУЛУ
А. Берг
Продолжительность: 2 ч. 45 мин.
Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель - Владимир Понькин
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Премьера состоялась 26.07.2002
Экспрессионистскую мелодраму Альбана Берга впервые на русской музыкальной сцене представил именно театр «Геликон-Опера».
Дмитрий Бертман: «В образе главной героини мистическая, непостижимая странность и поистине детская непосредственность уживаются с чертами целого ряда великих женских характеров ушедшей эпохи: Кармен, Травиата, леди Макбет… Музыка в этой опере теряет функции музыки как таковой. Она буквально атакует своей энергетикой, влияя не только и не столько на чувства, эмоции и память, но воздействуя на уровне подсознания. Эта некая музыкальная экстрасенсорика».
Пресса о спектакле:
«Изобразившие и спевшие эту эксцентричную страшилку артисты «Геликона» должны войти в историю - хотя бы потому, что свершили невозможное… Сделали первый шаг в темноту. Сегодня геликоновцы доказали, что русские способны - таки петь и Берга. Вчера это казалось фантастикой». «Аргументы и факты», 3.07.2002
«Геликон» совершил настоящий прорыв. Первая «Лулу» в репертуаре отечественного музыкального театра заставляет циркулировать кровь в нашей остающейся всё еще «сарафанной и кринолинной» опере, приближает отечественный театр к эстетике меняющегося мира. А нас – к современной опере». «Новая газета» 4-7.07.2002
«Обладатель выдающегося музыкального вкуса и интеллекта Владимир Понькин акцентировал яркую интонационную природу и красоту гармонии музыки Берга, которые выводят партитуру “Лулу” за пределы чистого атонализма и уж тем более ортодоксальной додекафонии, которой в этой опере, строго говоря, вообще не пахнет». «Московский комсомолец» 03.07.2002
«Здесь нет никаких фокусов, никакого жульничества, никаких перемен периода времени или декораций – всё сконцентрировано на высочайшей реалистичной игре и на том, как ужасно способны вести себя человеческие существа по отношению друг к другу. Бертман раскапывает самые тёмные тайники человеческой души». «Opera Reviews», 05.07.2002
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЛОГ
Дух земли, или Заклинание
Укротитель зверей приветствует почтеннейшую публику, с наслаждением описывая предстоящее зрелище, каждый персонаж которого имеет своего «двойника» в животном мире. Лулу он галантно сравнивает со змеёй.
АКТ 1-й
Сцена первая
Рождение шедевра
Лулу замужем за доктором Голлем, медицинальратом,но она к тому же - любовница Доктора Шёна, шеф-редактора одной из крупнейших и весьма влиятельных газет. Доктор Шён и его сын, композитор Альва, встречаются в квартире Лулу в то время, пока Художник рисует её портрет. Когда они уходят, Художник затевает со своей моделью любовную возню. Вернувшегося мужа от неожиданной пикантности этой сцены хватает удар.
Сцена вторая
Величайший шедевр, или Искусство порабощения
Вышедшую замуж за Художника Лулу поочерёдно навещают Шигольх, старик, шантажирующий девушку осведомлённостью о её прошлом, и Доктор Шён. Желая укрепить свой социальный статус выгодной женитьбой, Шён страшно недоволен продолжением своей связи с Лулу. До этого момента Художник был не в курсе того, что его жена находится под «протекцией» Доктора. Узнав лишь ничтожную часть правды о её прошлом, он убивает себя. Лулу снова свободна.
Сцена третья
Последний танец Соломен, или Долгая жизнь Короля
Театральная танцовщица Лулу в своей гримёрке. Она приходит в себя после внезапно случившегося с ней прямо на сцене обморока. Тонкая душевная организация актрисы не выдержала известия о том, что Доктор Шён и его невеста пришли посмотреть на её выступление. Доктор Шён, Альва и другие её поклонники в гримёрной. Выпроводив всех, она оставляет Доктора Шёна и заставляет его написать письмо своей невесте с отказом от помолвки. Доктор покорно исполняет её волю.
Сцена четвертая
Венера в мехах, или Кошмар рогоносца
Теперь Доктор Шён муж Лулу, но радость существования ему отравляет присутствие Графини Гешвиц, тайной воздыхательницы его супруги. Ненадолго отлучившись, он возвращается и застаёт жену в окружении трёх новых поклонников, на ей раз мужского пола: своего сына Альвы, циркового атлета и безусого гимназиста. В ярости он протягивает ей пистолет, чтобы она покончила с собой. Лулу убивает его.
АКТ 2-Й
ФИЛЬМ. Путешествие на обратную сторону Луны, или Полное затмение
Сцена первая
Зал ожидания или Воскресение
Та же самая комната несколько месяцев спустя. Лулу, измождённая, возвращается сюда, сбежав из тюрьмы, в которую она попала за убийство мужа. Рискуя собственной жизнью, побег организовала Графиня Гешвиц. Атлет лелеет мечту сделать из Лулу цирковую акробатку, однако её «нетоварный» вид приводит его в настоящее бешенство, Поэтичный и порывистый Альва признаётся в любви женщине, убившей его отца. Они скроются из страны вместе.
Сцена вторая
Сад радостей земных, или Сошествие в Ад
Новый роскошный парижский салон. Лулу и Альва принимают гостей. Играющая в карты по-крупному, жующая и пьющая компания беззаботно слоняется по салону. Однако Лулу, разыскиваемая полицией не только у себя на родине, но и здесь, в Париже, постоянно находится под перекрёстным огнём разнокалиберных шантажистов. Светский хлыщ, а на самом деле сутенер Маркиз угрожает выдать Лулу полиции, если та не украсит своим присутствием бордель в Каире.
С помощью Шигольха ей удаётся навсегда избавиться от другого шантажиста - Алета. Известие о крахе акций, в которых большинство из присутствующих держало все свои сбережения, рождает панику, во время которой Лулу и Альве удаётся скрыться от полиции и преследований Маркиза.
Сцена третья
Последнее искушение Лулу, или Прогулка Смерти
Живя на чердаке где-то в лондонских трущобах вместе с Альвой и Шигольхом, Лулу занимается банальнейшей проституцией. Разыскавшая её Графиня Гешвиц привозит ей
весточку из прошлой жизни - портрет Лулу в костюме Пьеро. Один из клиентов, Негр, убивает Альву. Графиня Гешвиц мечтает о начале новой жизни, однако новый клиент Лулу Джек-Потрошитель весьма цинично расправляется с обеими мечтательницами.