Сказки Гофмана

ФОТОАЛЬБОМ

СКАЗКИ ГОФМАНА
Ж. Оффенбах

Либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре по мотивам произведений Э.-Т.-А. Гофмана
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом

Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель: Кирилл Тихонов
Дирижер: Евгений Бражник
Художники-постановщики: Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Художник по свету: Денис Енюков
Хореограф-постановщик: Александр Тагильцев
Хормейстер: Евгений Ильин

Премьера состоялась 04.07.1998

«Да есть ли такое человеческое сердце, которое не было бы полем битвы добра и зла!» Э. Т. А. Гофман «Эликсиры сатаны».

Мы говорим – Оффенбах, подразумеваем – опера-буффа или оперетта. Но великий французский композитор успел создать и настоящую серьезную оперу. Единственная опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» имела нелегкую судьбу. Автор не дожил до того дня, когда его последнее творение впервые было представлено публике и имело огромный успех… Потом был трагический пожар в Вене, где театр сгорел дотла во время второго показа спектакля. Это придало опере славу приносящей неудачу, но, как птица Феникс, она восстанавливается до сих пор: после Второй мировой войны в архивах были найдены материалы, написанные Оффенбахом для этой оперы. Так и возникают новые фрагменты партитуры.

Опера для исполнителей – не из легких. Но очень ими любима! Ну, а если без шуток, вся опера сразу же разошлась на шлягеры для певцов.

Либретто «Сказок Гофмана» основано на трех рассказах Эрнста Теодора Амадея Гофмана, который был и композитором, и юристом, и писателем, и поэтом.

Фантастические видения и кошмары гениального художника, страдающего без любви, слепо ищущего сочувствия там, где его нет и не может быть, при этом не замечающего верную Музу, одновременно и развлекают, и ужасают зрителей. Люди и куклы, любовь и мистика. «Сказки Гофмана» - это энциклопедия душевных состояний любого Творца…

Таинственный мир автора шаг за шагом раскрывается в прекрасной музыке Оффенбаха. 

Постановка удостоена национальной премии «Золотая Маска» в номинации «Работа режиссера». «Сказкам Гофмана» аплодировали тысячи восхищенных зрителей за рубежом, когда театр вывозил спектакль на гастроли во Францию, Таиланд, Эстонию, Испанию, Израиль.

Загадочная муза-Никлаус, ироничный Коппелиус, яркая череда возлюбленных поэта – Олимпия, Антония, Джульетта, Стелла…Уродливые тени, бесчувственные куклы, насмешливые жители города – все смешалось в сознании Гофмана. Грандиозный финал соединяет Творца и Музу навсегда …

ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ:

«… спектакль мистический и лиричный, гротескный и жутковатый, болезненный и нравоучительный, словом столь же противоречивый и страстный, сколь личность главного героя – великого немецкого романтика Эрнеста Теодора Амадея Гофмана». «Московский комсомолец», 9.10.1998

«Фантазия постановочной группы уносит нас в заоблачные дали романтического воображения, где переплетаются жизнь и поэзия, реальность и фантастика, человеческие чувства и страсть к кукле… Смотрится опера с неослабевающим интересом, как захватывающая игра, ставка в которой, однако, не деньги, а сама человеческая жизнь, судьба Творца». «Hi-Fi MUSIC», декабрь 1998

«… спектакль необычайно грустный, нервный и насыщенный какой-то непонятной тревогой». «Новое время» №43-44, 1998

«Николай Дорожкин – замечательный Гофман, с гибким голосом, чарующим и отменным произношением. Восхитительная Лариса Костюк поёт в сенсационной манере роль Никлауса: тёплый голос, замечательная фразировка и безупречный французский». «Le Figaro», 19.11.1999

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Пролог
Пьяный Гофман в винном погребке Лютера окружен Духами вина и пива. Появляется Муза в образе Никлауса. С этого момента она будет неразлучна с поэтом.
Советник Линдорф, добивающийся благосклонности певицы Стеллы, перехватывает ее письмо с признанием в любви, адресованное Гофману. Линдорф возмущен и решает любой ценой помешать им.

С веселой песней в кабачок вваливаются студенты. Гофман присоединяется к ним. Его уговаривают исполнить легенду о Кляйнцаке - Крошке Цахесе. Но поэт неожиданно для всех погружается в мысли о возлюбленной, в которой соединились черты трех некогда любимых им женщин. Студенты требуют подробностей, и он начинает свой рассказ.

Первое действие
Приглашенный на званый ужин к профессору Спаланцани, Гофман влюбляется в его жеманную дочь Олимпию, не замечая, что на самом деле она всего лишь безжизненный кунштюк-автомат, умеющий петь и танцевать. Нацепив волшебные очки, Гофман окончательно впадает в экстаз от красоты Олимпии. Гости собираются в зале, и Спаланцани выводит куклу, которая исполняет виртуозную арию, срывая при этом бешеные аплодисменты. Гофман остается с ней один на один и, не помня себя, объясняется в любви. Поэт приглашает Олимпию на вальс, однако механизм автомата работает все быстрее и быстрее. Не выдержав бешеного темпа, Гофман в изнеможении падает, а очки разбиваются вдребезги. Гости издеваются над незадачливым любовником.

Второе действие
Главная забота старого советника Креспеля - его дочь Антония, унаследовавшая от матери не только красивый голос, но и болезнь, при которой пение губительно. Гофману удается проникнуть в дом, когда Креспель уходит. Почти одновременно с ним приходит ненавидимый Креспелем доктор Миракль, который залечил до смерти жену советника. Гофман быстро скрывается и видит, как странному лекарю удается загипнотизировать находящуюся в другой комнате Антонию. Миракль обращается к духу матери, который заставляет девушку петь. Антония не в силах противостоять этому призыву, она поет из последних сил и умирает.

Третье действие
Венеция. Дворец куртизанки Джульетты, в которую влюблен Гофман. Доктор Дапертутто использует ее в качестве инструмента для своих целей: тот, кто хочет обладать куртизанкой, должен отдать доктору душу. Таким образом Шлемиль, некогда ставший любовником Джульетты, поплатился своей тенью. Теперь Дапертутто требует от Джульетты, чтобы она раздобыла для него отражение Гофмана, за это он отдаст ей магический бриллиант. Никлаус уговаривает Гофмана бежать, но Джульетта успевает шепнуть влюбленному поэту, что ключ от её покоев у Шлемиля. В поединке Гофман убивает соперника заговоренной шпагой Дапертутто и спешит в будуар Джульетты. Однако комната пуста. Смеясь, куртизанка отдает поэта во власть доктора Дапертутто.

Эпилог
Гофман заканчивает свой последний рассказ и снова возвращается к мыслям о Стелле. Но вовсе не она окажется той идеальной возлюбленной, о которой он мечтает. Истинная любовь поэта – только его муза, со Стеллой же остается Линдорф.

Поделиться
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media