Упавший с неба
УПАВШИЙ С НЕБА
Спектакль по мотивам оперы «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева
Продолжительность: 1 ч. 30 мин.
Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Дирижер-постановщик - Михаил Егиазарьян
Сценография и костюмы - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хормейстер - Евгений Ильин
Последняя опера С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» была завершена всего через три года после окончания войны, по горячим следам. Однако тщетно искать в ней батальные сцены, в списке действующих лиц нет ни одного немца, в партитуру не включено ни одной военной песни. Героический антураж отсутствует, нет противника, вокруг только «свои». Нет вообще ничего такого, что можно было бы назвать конфликтом или интригой в общепринятом смысле. Есть нечто иное: человек в, казалось бы, безвыходной ситуации.
Либретто было составлено С.С. Прокофьевым и М. А. Мендельсон-Прокофьевой по одноименной повести Б. Полевого с сохранением целых фрагментов текста. Судьба этой оперы оказалась нелегкой. Она была сразу же отвергнута на самом высоком официальном уровне, а вскоре, на пленуме Союза композиторов оперу раскритиковали за диссонантность, недостаточную мелодичность, а также за «искажение облика советских людей».
Как сегодня может прозвучать «Повесть о настоящем человеке»? Музыка Прокофьева подсказывает постановщику множество интересных решений. Как известно, Прокофьев ввел в музыку оперы пять народных песен, а также две песни собственного сочинения, написанные им еще в 1930-е годы. Опера Прокофьева существует в нескольких редакциях: авторской (1948), редакции Г. Н. Рождественского и Г. П. Ансимова (1960). Однако авторская интерпретация художественного руководителя «Геликон-Оперы» Дмитрия Бертмана, как всегда, удивляет зрителя.
«Этим спектаклем мы пытаемся извиниться перед нашими дедушками, которые смогли сохранить на карте мира Россию, искренне обладая редким для нас качеством – патриотизмом. Они защитили наши семьи, они провели нас через геенну огненную истории, - говорит Дмитрий Бертман. - Опера Сергея Прокофьева, великого гражданина России, стала последней, написанной им под плетью сталинизма. Но Прокофьев остался Прокофьевым – гениальным драматургом. Про эту оперу ходили легенды, в фольклоре ей приписывали тексты, которых там нет… Мы предлагаем свою сценическую редакцию начала XXI века – катастрофу упавших с неба в наше время».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Летчик Алексей Мересьев был сбит четырьмя немецкими истребителями, его самолет упал в глухом лесу в 30 километрах за линией фронта. При падении Мересьев сильно повредил ноги, но, полный решимости добраться к своим, восемнадцать суток полз в сторону фронта, пока его не подобрали крестьяне из деревни Плавни. После ампутации ног он добился возвращения в истребительную авиацию и участвовал в боях под Курском. Казалось бы, выброшенный из жизни, он вновь сумел стать полноценным человеком.
Много лет спустя обыкновенный пенсионер, ветеран войны, лежит в самой обыкновенной больнице. Реальность накладывается в его сознании на события шестидесятилетней давности. За сценой в лесу следует сцена бреда после ампутации ног (в опере Прокофьева - центральная): Алексей видит трех хирургов, свою мать, невесту Ольгу, друга Андрея Дегтяренко... Рядом с Мересьевым в больнице лежат такие же, как он, старики - комиссар Воробьев и летчик Кукушкин, идентифицируемый им с дедом Михайлой, когда-то нашедшим его в лесу полуживым и выходившим.
Алексей вспоминает юность, оптимистичную довоенную агитацию («Вставайте, люди русские») и бабье царство в нищей деревне Плавни. Вспоминает румбу, которою он, превозмогая боль, танцевал на протезах в госпитале перед медкомиссией, доказывая свое право летать. Вспоминает и моменты абсолютного счастья, когда сбылась его мечта - ему удалось вновь подняться в небо, и его разыскала Ольга.
Но теперь, много лет спустя, героя навещает лишь один посетитель, которого интересует история его подвига - корреспондент немецкой газеты.