Лекции Дины Кирнарской
«ДАМАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО»
Опера "Тоска" завершает девятнадцатый и открывает новый ХХ век, век революционных катастроф, двух мировых войн и невиданного ранее насилия и массовых убийств. Вас ждет настоящий оперный триллер: внебрачная связь, сцены страшных пыток, покушение на изнасилование, убийство и самоубийство - все церковные грехи предстали в опере в полный рост, вызывая восхищение одних и возмущение других. Пуччини первый описал невинную жертву наступающего столетия - певицу, которая мечтала о счастье, но угодила в исторический водоворот, погибла и унесла за собой всех главных персонажей оперы - не выжил никто: ни возлюбленный Каварадосси, ни насильник и палач Скарпиа, ни революционер и республиканец Анджелотти.
В этой опере, единственной у Пуччини и редкой в оперном репертуаре вообще, автор обращается к действительным историческим событиям, описанным по канонам единства времени, места и действия: всё происходит в Риме днем, вечером, ночью и ранним утром 17-18 июня 1800 года. Нет оперы с более богатым фактами подтекстом; нет оперы, столь точно вписанной в место действия - город Рим в определенную историческую эпоху. Прослушав лекцию об опере "Тоска", вы сможете поставить себя на место слушателей, присутствовавших на премьере 14 января 1900 года; вы погрузитесь в происходящие в опере события в их подлинном виде, перед вами развернется богатый конфликтами пейзаж истории Италии тех лет, вы побываете в Риме 1800 года, путешествуя между собором Сант Андреа делла Валле, палаццо Фарнезе, палаццо Венеция, площадью Испании, виллой у Аппиевой дороги близ терм Каракаллы и величественной крепостью Сант Анджело. Вы узнаете подробности, которые привели героиню к печальному концу, почувствуете себя жителями Рима 1800 года, которых бросали из рук в руки наполеоновская Франция и противостоящие ей Австрия, Неаполитанское королевство, Англия и Россия. Добро пожаловать в Рим конца XVIII-начала XIX cтолетия; добро пожаловать в подлинный мир оперы "Тоска"!
«ТУРАНДОТ ВРЕМЕН КОКО ШАНЕЛЬ»
ХХ век начинался политическими и культурными взрывами. Взрывной рост науки и техники во главе с авиацией, кино и радио, взрывной рост политических катаклизмов и революций, увенчавшихся Первой мировой войной и российской катастрофой 1917 года. Наконец, революция в искусстве начала столетия породила столько «измов», уместившихся в большом понятии «модернизм», что их хватило на весь ХХ век. Как разобраться в этом круговороте идей, явлений, персонажей и смыслов? Что в нем существенно, а что второстепенно? Ответ на эти вопросы дают опера и мода: и то и другое обращено к большой аудитории и не может существовать без признания благополучного и образованного большинства, называемого ныне средним классом. Что выбирает это большинство, как оно реагирует на лавинообразный рост предлагаемых обществу идей и эстетических ориентиров? И что от первой четверти ХХ века осталось в наследство нам, среднему классу XXI века? Компасом и ключом к этим вопросам будут параллели и пересечения изобразительного искусства, модных силуэтов Коко Шанель и оперы «Турандот» Дж. Пуччини, о которых расскажет в своей лекции Дина Кирнарская.
«Русское счастье»
Лекция об опере «Иоланта»
Опера «Иоланта» П.И. Чайковского будто специально написана для того, чтобы примирить нас с жизнью, развеять тревоги, умерить боль и принести радость. И в самом деле, мы так часто бываем недовольны то тем, то этим, то людьми, то обстоятельствами, то судьбой или властью, что впадаем в тяжкий грех уныния. А между тем Чайковский во многих своих сочинениях, а в «Иоланте» особенно, показал нам, что же такое счастье, каков путь к нему и в чем оно на самом деле заключается. Так что же такое счастье по версии П.И. Чайковского? Об этом в своей лекции перед премьерным спектаклем оперы «Иоланта» расскажет профессор Дина Кирнарская.
«Женщин больше нет»
Лекция об опере «Травиата»
Чего хочет женщина, того хочет бог; правоту этой древней мудрости ничто не отменит. Так чего же она хочет? Согласно последним опросам лишь 18% процентов женщин в качестве своей жизненной потребности поставили любимого мужчину на одну доску с автомобилем и высоким достатком, а ребенка – только 9%. Фильмы «Нимфоманка» Ларса фон Триера и «Молода и прекрасна» Франсуа Озона возмутили одних и озадачили других так же, как в свое время опера «Травиата». Так что такое современная женщина? Как связаны ее душа и судьба с судьбой и душой человеческой цивилизации и истории? Сам того не зная, Верди затронул и решил эти и другие вопросы, поставленные на повестку дня ХХ веком и позднейшей современностью
После спектакля по опере «Травиата» мы поймем, почему музыку Верди, написанную более полутора столетий назад, продолжают воспринимать как поп-шедевр и каким образом эта опера говорит о том, в чем мы порой стесняемся признаться самим себе. Лекция Дины Кирнарской позволит нам сквозь призму любимейшей из опер лучше понять современного человека и XXI век, в котором нам довелось жить.
«ЧИСТО ИТАЛЬЯНСКОЕ УБИЙСТВО»
Лекция об опере «Бал-маскарад»
Верди – признанный символ «итальянщины». Всё типично итальянское, что иных восхищает, а других настораживает, одних приводит в восторг, а у других вызывает неприятие – всё это звучит в операх Верди в полный голос. Так какой отпечаток наложила Италия, ее образ жизни и представления о должном и наоборот, о неприемлемом, на музыку Верди? Как мы можем понять и почувствовать «всю Италию», слушая его музыку и будучи зрителями спектаклей, поставленных по его операм? Пожалуй, ничего подобного мы не увидим и не услышим ни у немцев, ни у французов, ни у русских… Как удалось Верди воплотить в себе идеалы своего народа, чья культура берет начало в глубинах истории Древнего Рима?
На эти вопросы мы ответим, примерив на себя роль присяжных и судей, выносящих приговор убийце, пойманному на месте преступления в опере «Бал маскарад». И убийца ли он? Какой вердикт мы вынесем обвиняемому, и есть ли у нас как у честных присяжных обоснованные сомнения? Наконец, как в характере преступления и напряженном музыкальном действии сказался итальянский стиль? Об этом пойдет речь в лекции Дины Кирнарской об опере «Бал-маскарад».
«КАК СОСТОЯТЬСЯ В ЖИЗНИ: РЕЦЕПТЫ ГЕНДЕЛЯ»
Лекция об опере «Орландо»
Немец по рождению и воспитанию, Гендель нашел в Англии, в стране нарождающихся политических свобод и растущего капитализма, свою новую родину. Гендель и буржуазная Англия духовно совпали и поняли друг друга: успех его музыки до сих пор можно считать беспрецедентным – в 1738 году ему был воздвигнут памятник при жизни. Как ему это удалось? Какие мотивы, заключенные в его творчестве, стали так созвучны новой эпохе? Почему и теперь в музыке и жизни Генделя мы можем почерпнуть «советы», позволяющие нам добиться счастья и процветания?
Лекция об опере «Набукко» «ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС»
За 600 лет до рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор – в опере Верди его зовут Набукко – сжег дотла древний Иерусалим, угнал в плен уцелевших жителей, сея повсюду смерть и разрушение. Однако жители древней Иудеи восстали, сокрушили неприятеля и вернулись на землю предков – такова библейская версия событий, взятая за основу композитором. В самом деле, сколько народов и государств похоронено в глубинах веков, и где теперь ассирийцы, вавилоняне, древние египтяне, нубийцы, финикийцы и даже древние греки? Потомки греков и египтян лишь отдаленно напоминают своих легендарных сородичей, утратив их язык, религию, культуру и обычаи. Лишь современные евреи – потомки древних жителей Иудеи – сумели сохраниться, выстоять и пронести через века свою веру и возродить язык вопреки жизни в рассеянии, гонениям и лишениям, которые обрушились на них. Более того, многие представители этого древнего народа очень и очень успешны. Так как же евреям это удалось? Почему, будучи зачастую отверженными, встречая на своем многовековом пути препоны и препятствия самого разного рода, они тем не менее становились учеными и артистами, финансистами и бизнесменами, писателями и даже военачальниками? В опере «Набукко» Верди предлагает свой ответ на извечный «еврейский вопрос»; его ответ мы попробуем раскрыть, размышляя о музыке оперы на лекции Дины Кирнарской.
«ПРОКЛЯТОЕ МЕСТО»
Лекция об опере «Пиковая дама»
«ЧЕГО ХОТЯТ МУЖЧИНЫ»
Лекция об опере «Кармен»
«КТО ОТКУПОРИТ БУТЫЛКУ ВИНА»
Лекция об опере «Трубадур»