Петр I

ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ РОССИИ “ВИДЕТЬ МУЗЫКУ”

7 сентября, 19 часов, зал "Стравинский"

САРАТОВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

К 350-летию со дня рождения Петра Великого

Андрей Петров
«ПЕТР ПЕРВЫЙ»

Опера в двух действиях
Либретто Натальи Касаткиной и Владимира Василева

Дирижер-постановщик – лауреат Государственной премии РФ, народный артист России ЮРИЙ КОЧНЕВ
Режиссер-постановщик – лауреат Международных конкурсов ПАВЕЛ СОРОКИН (Ростов-на-Дону)
Художник-постановщик – СЕРГЕЙ НОВИКОВ (Санкт-Петербург)
Художник по свету – ЕКАТЕРИНА ЧЕРНОЩЕКОВА
Хормейстеры – АННА ВИЛЬПЕРТ, МИХАИЛ ТОЛЧИН

Композитор Андрей Петров (1930-2006) — один из немногих мастеров, которые сочетали работу в музыкальном театре, концертно-филармонических и массовых жанрах, рассчитанных на многомиллионную аудиторию. Широкую популярность приобрели его песни «А я иду, шагаю по Москве», «Голубые города», а также киномузыка. Петров является автором музыки к замечательным фильмам – «Берегись автомобиля», «Старая, старая сказка», «Внимание, черепаха!», «Белый Бим Черное ухо», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих».

Среди его произведений академических жанров - симфонии, симфонические поэмы, инструментальные концерты, вокальные и хоровые произведения.

Опера «Петр Первый» впервые была поставлена в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова в 1975г. и стала наиболее значительным произведением Петрова в сценическом жанре. В своей работе композитор опирался на многочисленные исторические документы, указы и письма Петра, использовал мелодии старинных песен и кантов, что позволило воссоздать характерную атмосферу Петровской эпохи.

В опере Петр показан в решающий период формирования своей личности, в возрасте от 17 лет до 31 года. При этом авторы стремились к исторически достоверной трактовке образа преобразователя России. В спектакле раскрываются и прогрессивная сторона начинаний Петра, небывалый размах его деятельности, и черты самовластного, подчас жестокого молодого царя.

Павел Сорокин (режиссер): «Опера Андрея Петрова – несомненно, одно из интереснейших произведений о «допетербургском» периоде жизни и правления Петра Первого в истории музыкального театра. Это крупномасштабное полотно, достойное лучших сцен мира.

Музыка невероятной наполненности и жизненной правды позволит зрителям перенестись в эпоху формирования первых полков Петра, стрелецких бунтов 1682 и 1698 годов, времени «Великого Посольства», Северной войны и основания новой столицы России – Петербурга.

В центре внимания спектакля - Пётр Первый как личность, – противоречивая, вспыльчивая, мятущаяся, но наделённая невероятной силой и любовью к России.».

О спектакле

Опера известного ленинградского композитора Андрея Петрова до 2022 года ставилась лишь дважды – в 1975 г. на сцене Кировского театра в Ленинграде и в 1978 г. – в Екатеринбургской опере. Между тем, «Петр Первый» является одним из наиболее значительных произведений, посвященных выдающемуся монарху, в истории музыкального театра. Это крупномасштабное полотно, достойное лучших сцен мира. Музыка невероятной наполненности и жизненной правды переносит зрителя в эпоху формирования первых полков Петра, стрелецких бунтов 1682 и 1698 годов, времени «Великого Посольства», Северной войны и основания новой столицы России – Петербурга. В центре внимания спектакля - Петр Первый как личность, – противоречивая, вспыльчивая, мятущаяся, но наделённая невероятной силой и любовью к России.

Над постановкой оперы в Саратове работала высоко профессиональная команда: дирижер-постановщик – художественный руководитель Саратовского театра оперы и балета народный артист России Юрий Кочнев, режиссер – лауреат Международных конкурсов, главный режиссер Ростовского музыкального театра Павел Сорокин, художник – лауреат Международных конкурсов, художник Мариинского театра Сергей Новиков. В спектакле участвуют солисты, хор и симфонический оркестр театра.

Премьера оперы, состоявшаяся 1 октября 2022 года, стала одним из главных мероприятий страны в рамках празднования 350-летия Петра Первого, единственным произведением крупной формы, посвященным юбилею Петра, и настоящим культурным событием в масштабах российского театрального сообщества. Мастерская работа постановщиков определила высокий художественный уровень «звучания» спектакля, в котором ярко воссоздается театрально-пластическая природа музыки А. Петрова, исторический дух и масштаб действия.

Опера «Петр Первый» - одно из ярких произведений современного музыкального театра, продолжающее традиции русской оперы, в котором образы героического прошлого раскрываются в масштабном, насыщенном контрастами музыкальном повествовании.

В работе над произведением композитор опирался на многочисленные исторические документы, указы, воззвания и письма Петра, использовал мелодии старинных песен и кантов, что позволило воссоздать характерную атмосферу Петровской эпохи.

В опере Петр показан в решающий период формирования своей личности, в возрасте от 17 лет до 31 года. В основу либретто положены важнейшие исторические вехи, образующие стройную последовательность. В течение двух актов оперы зрители смогут проследить события от восшествия Петра на престол до заложения им Санкт-Петербурга – самое начало пути монарха к созданию огромной империи. В центре оперы — массовые сцены, создающие широкую панораму петровского времени, отражающую судьбу народа, испытания, выпавшие на его долю, мужество, силу и красоту народной души.

Создатели спектакля стремились к достоверной трактовке образа преобразователя России. Опера рисуют картины жизни царя на историческом фоне, раскрывая ожесточенную борьбу новой России и старой, которая яростно сопротивлялась преобразованиям. В спектакле показаны и прогрессивная сторона начинаний Петра, небывалый размах его деятельности, и черты самовластного, подчас жестокого молодого царя. Описывая переломную эпоху в истории России постановщикам спектакля удалось воссоздать театрально-пластическую природу музыки А. Петрова, тот исторический дух и масштаб действия, который стимулирует зрительское воображения.

Петр в контексте спектакля представлен как личность, которая находится между настоящим, прошлым и будущем. В постановке присутствуют три персонажа, которые помогают объединить события оперы в единую мысль. Первый персонаж – Богоматерь. Она является ангелом-хранителем, сопровождающим жизненный путь Петра. Второй персонаж – Юродивый, олицетворение русского человека, божьего наставника, который направляет Петра на важные поступки и решения здесь и сейчас. Третьим персонажем является Петр в детстве – как отсылка к прошлому, детским мечтам о военных полках, кораблях, которые он сооружал со своими друзьями.

Сценическое пространство спектакля полностью театральное, понятное для восприятия зрителя. Основным элементом декорации стала масштабных размеров голова Петра, которая полностью повторяет голову знаменитого памятника Медный всадник в Санкт-Петербурге. В процессе действия она делится на четыре части и, соответственно, перемещается по сцене в различные позиции и уровни, создавая те или иные условные места сюжета. Костюмы повторяют историко-бытовые традиции 17 века времен Петра. Но художником придуманы некоторые дополнения на женских платьях, в виде необычных принтов.

Драматургию спектакля составляют два пласта: мощные мазки хоровых сцен и ярко выписанная противоречивая фигура Петра – то полного мучительных раздумий о судьбах России, то разъяренного деяниями стрельцов, то ликующего победителя. Хоровые сцены и монологи Петра сменяются разгульным «Всешутейским собором» или чопорно галантной сценой в Голландии. В этой череде фресковых картин предстает история становления державы. 

 
 

Поделиться
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media