«Тоска» в постановке Дмитрия Бертмана на сцене Латвийской национальной оперы
06.12.2012
«Тоска» в постановке Дмитрия Бертмана на сцене Латвийской национальной оперы
7 декабря на сцене Латвийской национальной оперы в Риге - премьера восстановленного спектакля «Тоска» Дж. Пуччини в постановке художественного руководителя Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана.
Д. Бертман поставил «Тоску» в рижском оперном театре в 2004 году. Спектакль имел шумный успех. В том спектакле блистали Инесса Линабургите, Марина Тропина и Кристине Ополайс в партии Тоски, Александр Антоненко - Каварадосси, Самсон Изюмов – Скарпиа (он занят и в новой версии спектакля). В прошлом году директор Латвийской национальной оперы Андрейс Жагарс предложил Дмитрию Бертману восстановить спектакль с новыми молодыми солистами, которыми пополнилась труппа театра.
Дмитрий Бертман о своей работе по восстановлению спектакля: «Я рад, что этот спектакль восстанавливают - я его очень люблю. Мне интересно разрушать свои же работы. Поставить «Тоску» заново потребовало бы от латвийского театра очень больших денег. И все же возобновление подразумевает новую редакцию. Даже декорации Андриса Фрейбергса немного поменяются.
История Тоски не изменилась, поэтому у меня нет эпохи в привычном значении. Действие происходит в церкви, а церкви во все времена - одни и те же. Я не шел по пути осовременивания и новых костюмов. Новое в том, как рассказывается эта классическая история. Моя «Тоска» - камерный взгляд на большую оперную трагедию. Но главное в постановке - это артисты, и моя работа - это в первую очередь работа с ними.
Для меня важен момент страсти, когда человек совершает безумные поступки. Это то, что актуально в контексте сегодняшнего дня. Мы видим вокруг себя столько «Тосок» - женщин, которые рвут связи, которые ради любви готовы на все. Все влюбленные думают, что их случай - исключительный. Поэтому важно знать предысторию. В школе Станиславского есть такое понятие - «шлейф». Это предыстория героя, в которой скрыта мотивация его поступков. Он говорил: «Ищите плохое в хорошем и хорошее в плохом. Тогда поймете мотивацию». Я размышлял о том, что общего может быть у певицы Тоски и шефа полиции Скарпиа, что их связывает. И все же Тоска от него уходит. Почему? Почему именно к Каварадосси, к художнику, и почему эта партия тенора?».
В своём спектакле Дмитрий Бертман не только смещает временные рамки, но ни в чём, не пойдя против музыки и текста, полностью изменяет сюжет. В редакции 2012 года главные партии исполняют Лиене Кинча, Светлана Создателева из «Геликон-олперы» (Тоска), Андрис Лудвигс, Георг Ониани (Каварадосси), Янис Апейнис, Самсон Изюмов (Скарпиа). В спектакле также заняты Роман Полисадов, Виестурс Витолс, Кришьянис Норвелис, Арманд Силиньш, Наурис Пунтулис, Гунтарс Рунгис, Карлис Саржантс, Имантс Эрдманс, Рихард Мачановский. Музыкальный руководитель и дирижёр спектакля - Модестас Питренас. Сценография Андриса Фрайбергса. Художник по костюмам Кристине Пастернака. Видеохудожник – Катрина Нейбурга. Художник по свету – Кевин Винс-Джоунс.
Ближайшие спектакля - 7, 9, 22 декабря.