МК: Премьера оперного триллера в "Геликоне": “Убийство по жребию”
На сцене Белоколонного зала Шаховской в «Геликон-опере» - необычная премьера: опера американского композитора XX века Джанкарло Менотти «Медиум». Редко ставящийся в России (первая постановка была осуществлена в Ленинградском Малом оперном театре в 1976 году), этот музыкальный триллер являет собой впечатляющий образец музыкальной драмы прошлого века. В нем сочетается преувеличенная экспрессия с тонким психологизмом, высокая символика оперного жанра с бытовой кинематографической реалистичностью. Опера в оригинале заканчивается убийством. Спектакль тоже. Однако есть принципиальное различие: в каждом конкретном спектакле жертвой становится один из трех главных персонажей. Кто именно – решается жребием.
Режиссер Илья Ильин и дирижер Валерий Кирьянов в день спектакля играют в известную всем с детства игру: камень, ножницы, бумага. Исход решает – кому сегодня суждено быть застреленным. Артисты узнают подробности финального исхода за час до спектакля. Пока шли прогоны, повторений не было. Впрочем, премьерные спектакли только стартовали – как дело пойдет дальше, можно лишь гадать. Благо для этого в театре все подготовлено.
Зрители входят в фойе «Геликона» и сразу погружаются в атмосферу спиритического сеанса. У лестницы за столом сидит таинственная дама, которая при помощи магического круга даст ответ зрителю на волнующий его вопрос. Варианты ответа – да, нет, прощай. Последний звучит страшновато, тем более что сама лестница окутана зловещим белым туманом.
Оркестр помещен за тонким занавесом в глубине сцены. Игровое пространство расположено в центре зала, где установлен придуманный художником Ростиславом Протасовым высокий стол со светящимся шаром в центре. Его массивные ножки в форме грифонов из тяжелого натурального тисового дерева выглядят устрашающе. Над столом – маска Медузы Горгоны, которая зловеще светится в моменты наивысшего напряжения. Во главе стола – царский трон, на котором восседает мадам Флора, медиум, а проще говоря, шарлатанка, наживающаяся на горе людей, потерявших близких. Лариса Костюк в этой роли достойна самых высоких театральных премий: восхитительный голос, абсолютная психологическая достоверность, а еще - невероятная смелость и свобода, позволившая этой красивейшей женщине предстать перед публикой в образе седой, расхристанной, пьяной старухи.
Костюмы в этом спектакле имеют большое значение. Ника Вылегжанинова создала стильные, красивые наряды для героев. Огромным контрастом по отношению к ним становится неряшливая рубашка Флоры во втором акте.
Опера Менотти написана в 1946 году. Композитор, которому на тот момент было 35 лет, не стремился заявить о себе как авангардист. Музыкальный язык оперы достаточно сложен и адекватен стилистике эпохи, однако интонационно выразителен, полон прекрасных мелодий, узнаваемых жанров, красивых гармоний. На фоне этих традиционных приемов эффектно воспринимаются музыкальные «страшилки», характерные для саундтреков из фильмов Хичкока: хроматические пассажи, диссонансы, короткие мотивы, построенные на тритонах.
В оригинале действие происходит в течение двух-трех дней. В версии Ильи Ильина между двумя актами проходит лет 10, не меньше. За это время дети мадам Флоры вырастают. Решение, возможно, спорное – не все клеится в сюжете, однако эффектное. Оно позволило вывести на сцену в первом акте настоящих детей – чудесного мальчика, как будто прилетевшего в наш мир из прошлых эпох, Ивана Новоселова (бессловесный Тоби) и дивно поющую девочку Ангелину Сазонову (Моника). Дети – идеальный элемент жанра хоррора, тем более оперного (достаточно вспомнить «Поворот винта» Бриттена, написанного на несколько лет позже, чем «Медиум»). Придавая действию достоверность, они, как никто другой способны вселить беспокойство и неуверенность: а все ли так, как нам кажется?
Вот и героине оперы мадам Флоре, успешно дурящей клиентов Мисси Габино (Ольга Щеглова), мистера Гобино (Константин Бржинский) и миссис Нолан (Валентина Гофер), оплакивающих своих погибших детей, в какой-то момент начинает казаться, что ее действия на самом деле вызывают к жизни духов из иного мира.
Автор не дает разгадки: то ли мальчик Тоби, затравленный приемной мамашей, устроил розыгрыш, прикоснувшись к шее шарлатанки, то ли ей на самом деле удалось прорваться сквозь портал между мирами. Ответить на вопрос придется каждому зрителю самостоятельно. Но ясно одно: тема человеческой, а не мистической, жестокости раскрыта в этом спектакле с глубиной и силой. Заигрывая с «духами» мадам Флора абсолютно бездуховна – и это ведет к гибели ее близких. Кто погибает в финале – она от руки одного из своих детей, теперь уже повзрослевших – приемного сына Тоби (Николай Пацюк) или родной дочери Моники (Александр Соколова) или Тоби, как это написано у Менотти – это решится путем игры «камень, ножницы бумага». Потому что смысл раскрывается в финальной реплике Флоры: «Я убила духа…»
Интересно, что опера исполняется на русском языке (перевод Марины Мишук) с английскими титрами, а не наоборот, как можно было бы ожидать. Прием убедителен: при всей традиционности языка, партитура, конечно, представляет собой характерную для ХХ века музыкальную драму: интонации насыщены речитативностью, каждое слово чрезвычайно важно. Как важны и прекрасно исполненные разнообразные соло в оркестре под управлением Валерия Кирьянова. В очередной раз порадовало мастерство артистов «Геликона» – от мала до велика – исполняющих сложный текст, не видя дирижера и даже без помощи мониторов. Причина одна: ритм спектакля, захватывающий с первого такта, подчиняет и ведет за собой и артистов, и зрителей на едином дыхании.
Премьерный блок уже идет. Кого убьют на этот раз?
Автор : Екатерина Кретова
Источник: Московский комсомолец