MK.RU - Дмитрий Бертман: «Я не ем оленину, потому что олень спас Герду»

Новый сезон самый оригинальный оперный театр Москвы «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана открывает со свойственной ему эксцентричностью: артистам, сотрудникам и гостям, прибывшим в оперный дворец на Никитской, не только представят планы на 29-й сезон, но и предложат поучаствовать в удивительном конкурсе под названием «ГЕЛИ-FOOD». Что это такое и с чем это едят? Эксклюзивное интервью про высокое искусство и высокую кухню дал «Московскому комсомольцу» художественный руководитель театра Дмитрий БЕРТМАН.

 

Дмитрий Бертман: «Я не ем оленину, потому что олень спас Герду»

Дмитрия Бертман. Фото: Ирина Шымчак

— Дмитрий, вы — доверенное лицо Сергея Собянина на предстоящих выборах мэра. Вообще-то нашей творческой интеллигенции свойственно демонстрировать критическое отношение к власти. А тут — такая лояльность. Почему?

— Согласился я потому, что быть доверенным лицом можно только у того человека, кому ты сам полностью доверяешь. Вот и Сергей Семенович Собянин является моим доверенным лицом. Во время строительства нашего театра мы с ним прошли немалый путь — огонь, воду и медные трубы. Когда он стал мэром, я опасался, что строительство остановится. Ведь начинали мы его с предыдущим мэром Юрием Михайловичем Лужковым и его командой. Собянина и его команду я не знал. Подумал тогда, что все может обвалиться, и мы попадем в какие-нибудь «черные списки». Но ничего подобного не произошло. Мы вместе сделали дело, в котором он проявил себя как человек поступка.

Я режиссер, для меня очень ценны люди действия, а не слова. Как коренной москвич вижу, что происходит в Москве. И нужно быть очень предвзятым и неблагодарным человеком, чтобы игнорировать новые дороги, транспортные развязки, отремонтированные больницы с современным медицинским оборудованием, появившуюся возможность вызвать такси из любой точки города. Не видеть, как исторический центр Москвы освободился от уродливых рекламных вывесок и проводов. Я вижу реакцию иностранцев, которые влюбляются в Москву как в город, которым можно любоваться, по которому хочется гулять. Я вижу, что делается в сфере культуры: реконструируются театры, музеи, сейчас вот будет открытие концертного зала «Зарядье», который станет одним из лучших в мире. Единственное, чего Сергей Семенович не умеет, — это заниматься саморекламой.

— Вот уже второй раз на сборе труппы вы устраиваете конкурс под названием «ГЕЛИ-FOOD». Сотрудники театра приносят приготовленные ими блюда, и компетентное жюри определяет лучшего кулинара. А ваше блюдо будет участвовать?

— Я люблю готовить и часто приношу в театр еду из дома. Поскольку мой кабинет всегда открыт, то все кто хочет заходят, пробуют. Была у меня идея представить что-то на конкурс, но — как председатель жюри не имею права. Вообще-то я всеядный — ем все и люблю, когда еда не только вкусна, но и выглядит красиво. Не могу есть только кроликов, потому что они похожи на котят. И еще не ем оленину. Потому что олень спас Герду. Остальное — ем.

— Вы открываете сезон «Золотым петушком» — великолепным спектаклем, премьера которого триумфально состоялась летом. И почему-то посвящаете этот спектакль 100-летию Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Что это значит?

— Театр Станиславского и Немировича-Данченко — первый в мире режиссерский оперный театр, и сегодня любой театр в мире — его потомок. Поэтому столетие МАМТа — это в принципе столетие режиссерского театра. Все должны праздновать. Мы посвящаем этой дате не только «Золотого петушка», но и нашу реконструкцию знаменитой постановки Станиславского «Евгений Онегин», и оперетту «Прекрасная Елена», которая когда-то была поставлена Немировичем-Данченко.

— Какие планы у музыкального руководителя «Геликона» Владимира Ивановича Федосеева? Какими спектаклями он продирижирует в 29-м сезоне?

— Он будет дирижировать «Пиковой Дамой», «Турандот», «Золотым Петушком». Мы хотим, чтобы он также продирижировал «Онегиным» и «Царской невестой». А через сезон мы планируем с ним новое название, которое для многих станет настоящим открытием, — «Любовь трех королей» Итало Монтемецци, итальянского композитора-вериста, уехавшего в США в годы Второй мировой войны.

Если говорить о предстоящих премьерах, то их будет четыре. Первая — 14 ноября в зале «Стравинский»: «Волшебная флейта» Моцарта. Она будет представлена в «Геликоне» в двух версиях — для взрослых и для детей. Причем оба спектакля мы покажем в один день — утром и вечером. Утренний — на русском языке, это будет сказка, сокращенная и адаптированная, а вечером — спектакль с возрастным цензом 16+. Естественно, на немецком языке. Ставят обе версии режиссер Илья Ильин и дирижер Валерий Кирьянов. Художественное оформление спектакля разрабатывает творческая группа под руководством главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова. Следующая премьера «Геликона» в зале «Стравинский» — опера Генделя «Орландо». Она запланирована на март 2019 года. Поставят ее режиссер Георгий Исаакян, британский дирижер Эндрю Лоуренс-Кинг и австрийский художник Хартмут Шоргхофер.

— Это ведь первая постановка в «Геликоне» барочной оперы?

— Да. Но она будет весьма необычной. Не стану раскрывать все секреты, только скажу, что в работе примет участие внук Сергея Прокофьева — Габриэль Прокофьев, который является не только композитором, но и очень известным диджеем.

— Есть классика, есть барокко — так сказать, в «прокачке» не хватает только оперетты…

— Она будет: победитель Третьего международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» Руслан Бицоев представит в мае «Синюю бороду» Оффенбаха. В 2019 году — 200-летие Оффенбаха, интереснейшего композитора, который изобрел свой собственный жанр — что-то между оперой и опереттой. На партитурах он обозначал их opera comique.

— А что поставит сам худрук?

— В июле следующего года я собираюсь поставить спектакль «Мистер Георг Отс», посвященный 100-летию этого великого певца с удивительной биографией, полной тайн и мистики. Мы это делаем совместно с агентством Eesti Kontsert, российскими и эстонскими артистами. Пьесу пишет Марина Скалкина. У Отса была невероятная судьба, начавшаяся с кораблекрушения, в котором он чудом выжил. В него всю жизнь все влюблялись. Даже в самом конце жизни медсестры в больнице попросили его спеть. И он спел им буквально перед смертью. Премьера пройдет на фестивале в Эстонии. Затем будет тур по России.

— «Геликон» немыслим без конкурсов, фестивалей, оригинальный проектов…

— Буквально через пару дней 31 августа в музее-заповеднике «Царицыно» на открытии Фестиваля исторических садов мы представим концертную программу «Оперный бал в Царицыно». 4 сентября состоится концерт с участием наших немецких друзей из Дюссельдорфа — артистов театра «Немецкая опера на Рейне». Примем также участие в фестивале музыкальных театров «Видеть музыку». Проведем очередной Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера». А с 10 по 15 сентября мы впервые проводим Международный конкурс теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-При».

— Собираетесь ли вы продолжать развитие «кроссоверных» жанров — типа участия Тамары Гвердцители в постановке «Человеческого голоса» Пуленка?

— На нашей большой сцене мы выпустим в конце октября музыкальный спектакль «Лен» с участием эстрадной певицы Варвары. У Варвары своя уникальная ниша, которую нельзя отнести ни к поп-музыке, ни к какому-то другому известному жанру. Классическая певица по образованию, она закончила курс у Матвея Ошеровского. В ее стиле есть и элементы этнической музыки, и классики. Она ни на кого не похожа.

— А в новом концертном зале «Зарядье» будете выступать?

— А как же! 23 сентября принимаем участие в Фестивале музыки Сергея Рахманинова, посвященном 145-летию со дня его рождения. Мы открываем этот фестиваль спектаклем «Алеко». И будет это именно в «Зарядье».

 

Текст Екатерина Кретова 

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media