Московский Комсомолец. Мировые звезды облюбовали музыкальный Клин.

Мировые звезды облюбовали музыкальный Клин.

Будто заслушавшись музыкой великого Чайковского, ливень прекратился ровно на несколько часов, пока длилось открытие грандиозного Международного фестиваля.

Чайковский, музыка, весна — эти три слова прочно связаны с подмосковным Клином. И не только потому, что здесь жил и творил великий русский композитор и в день его рождения, 7 мая, сюда съезжаются поклонники и музыканты со всего света. Но еще и потому, что три года назад в Клину появилась добрая традиция собирать в июне меломанов и звезд мировой сцены на Международный музыкальный фестиваль имени Чайковского, проводимый под патронатом губернатора Подмосковья.

Гений места

Международный музыкальный фестиваль имени Чайковского в Клину стартовал 13 июня грандиозным гала-концертом. Продлится он до 18 июня.

Открывал музыкальный праздник в Клину губернатор Московской области Андрей Воробьев, который его лично патронирует. Перед началом концерта губернатор совместно с пианистом Денисом Мацуевым, композитором Максимом Дунаевским, дирижером Александром Сладковским и художественным руководителем московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрием Бертманом высадил березы в мемориальном парке Музыкального музея-заповедника Петра Ильича Чайковского. Это стало уже доброй традицией музыкального фестиваля, как, впрочем, и приглашение на его сцену звезд первой величины.

Так, в день открытия фестиваля в этот подмосковный город приехала всемирно известная солистка Венской оперы Красимира Стоянова. Примадонна исполнила несколько арий из опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» в сопровождении оркестра московского театра «Геликон-опера», за дирижерским пультом стоял народный артист России Александр Сладковский. Во второй части концерта выступал пианист-виртуоз Денис Мацуев. Он исполнил Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.

В последующие дни в концертах фестиваля примут участие Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, артисты Московской областной филармонии, Максим Дунаевский, Лариса Долина, Дмитрий Харатьян. Впервые гостем фестиваля станет скрипач-виртуоз с мировым именем из Санкт-Петербурга Сергей Стадлер, который выступит совместно с Государственным академическим симфоническим оркестром из Северной столицы.

«Фестиваль стал уже традиционным, и мы стараемся. Спасибо всем нашим звездам за то, что они смогли показать свой талант, приезжая сюда. Мы ни разу не получили отказа. Это, я так понимаю, уважение, дань великому гению Чайковскому», — сказал журналистам Андрей Воробьев.

«Души неопытной волненья...»

Красимира Стоянова хорошо известна европейской публике, в этом сезоне она выступала в театре Ла Скала, исполняла заглавную партию в опере «Аида» в Метрополитен-опере, а сюда, в Клин, прилетела из Вены, где 11 и 15 июня солирует в спектаклях. Однако в Клину она была впервые и, несмотря на всю свою мировую славу, очень волновалась. В коротком интервью корреспонденту «МК» прима призналась, что петь в доме Чайковского для нее большая честь.

— Быть здесь, дышать этим воздухом, прикасаться к вещам, нотам гения, видеть его пометки — это ни с чем не сравнимый восторг. Русская культура — лучшая часть мировой культуры. У фестиваля в Клину огромный потенциал. Здесь дух Чайковского, здесь природа, которую он так любил. В Клину может быть ничуть не хуже, чем в Зальцбурге, куда ежегодно съезжается вся музыкальная элита.

— Вы уже выступали с оркестром театра «Геликон-опера»?

— Нет, это был дебют.

— Но мы репетировали, — вступает в беседу художественный руководитель театра и один из идейных вдохновителей музыкального фестиваля им. Чайковского Дмитрий Бертман.

— Да, по телефону, — смеется примадонна. — На самом деле репетиция была только одна перед началом концерта. Но для профессионалов этого достаточно. Главное не забывать, что на первом месте Чайковский, и следовать его указаниям. Мы лишь его слуги, рабы. Наша задача — разгадать мысль композитора и донести ее до зрителей.

— Трудно петь на открытом воздухе?

— О да! — в один голос говорят Красимира и Дмитрий и тут же вместе добавляют: — Но как это прекрасно!

Непогода отступила

«Пока ехал из Москвы в Клин, весь изнервничался, — признается Бертман. — Прогноз ужасный, сплошные дожди. Думаю, вдруг Красимира скажет: не буду петь в такую погоду!».

Но за полчаса до начала концерта произошло чудо: дождь прекратился и даже выглянуло солнце. «Это Чайковский нам помог, — то ли в шутку, то ли всерьез говорит режиссер. — А вообще небо любит музыку. Сколько раз мы выступали с театром на открытых площадках, каждый раз природа к нам благоволила».

Слова «Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была» знают все, даже те, кто ни разу в жизни не был в опере. Ведь они принадлежат Пушкину, а он, как и Чайковский, — это наше национальное достояние, наш бренд. Но одно дело слушать арию Татьяны из оперы «Евгений Онегин» в записи, по радио или же в концертном зале. И совсем другое — когда сцена под открытым небом. Когда зрительный зал — это старинный парк рядом с домом композитора, где все пропитано его духом. А вместо театральных декораций выступает сама русская природа.

Свет северной вечерней зари какой-то призрачный, идеальный. Вековые деревья — возможные свидетели прогулок музыкального гения. Соловьиные трели, которые неожиданно решили поспорить с лучшим сопрано Европы. Все это в сочетании с музыкой Чайковского создало какое-то непередаваемое словами волшебство — эффект полного погружения в музыку.

Несмотря на холодное лето, в этом году организаторы музыкального фестиваля в Клину почти в два раза увеличили количество зрительных мест — и не прогадали. Почти все билеты были распроданы за две недели до начала фестиваля. Но по секрету скажу, что на «Пиковую даму» и на детские представления кое-какие билеты остались. Поспешите: электронные билеты можно приобрести на сайте Музея-заповедника Чайковского в Клину.

Что особенно радует, на открытии фестиваля было очень много родителей с детьми. Многие местные, клинские, но были также семьи из Москвы, Твери и даже туристы из других регионов России, например из Калмыкии и Чебоксар. А рядом со мной сидела местная жительница с двумя внуками. Саша и Миша учатся в музыкальной школе, может, поэтому слушали оперные арии и фортепианный концерт совсем по-взрослому, не шелохнувшись, хотя вечером в такую не по-летнему холодную погоду даже взрослым было непросто.

«Для детей в этом году мы придумали отдельную дневную программу. Кстати, все детские спектакли будут проходить в закрытом концертном зале, так что никто не замерзнет», — рассказала «МК» министр культуры Подмосковья Оксана Косарева. — А еще мы приготовили для зрителей сюрприз – самые преданные и активные смогут принять участие в качестве жюри на конкурсе молодых исполнителей, который также состоится в Клину».

Афиша фестиваля

Мероприятия фестиваля в этом году проходят на двух площадках. Большая сцена расположена прямо в парке — здесь около 1200 сидячих мест, а вообще зрительный зал — это вся территория усадьбы: садись где хочешь и слушай. Еще одно новшество — два больших экрана по бокам от сцены, поэтому все, что происходит на ней, отлично видно даже без бинокля из любого уголка парка. Про звук и говорить нечего — акустика великолепная, слышно на километры вокруг.

На случай дождя предусмотрена бесплатная раздача непромокаемых плащей для зрителей. Вторая площадка — малая — зал на 289 мест в концертом зале Музея Чайковского. Проходящий тут концерт транслируется на двух огромных мониторах — на Советской площади и около молодежного центра «Стекольный», так что его тоже могут видеть все, а не только те, кто купил билет.

«Наш город с каждым годом меняется к лучшему, люди уже ждут наступления фестиваля, и мы к нему тоже готовимся, — рассказывает глава Клинского района Алена Сокольская. — Отремонтировали вокзал и привокзальную площадь, ведь это визитная карточка города. Кстати, концерты идут в усадьбе Чайковского не только в дни фестиваля, а каждые выходные. И люди стали приезжать к нам целыми семьями на 2–3 дня — это очень хорошо в целом для города, для его экономики».

Действительно, Клин меняется, прихорашивается, здесь появляются новые гостиницы, кафе, очень симпатичные магазинчики сувениров. И хотя в этом году ему исполняется аж целых 700 лет, город выглядит современно, по-европейски, так что сравнение с австрийским Зальцбургом — со знаменитой музыкальной Меккой Европы — совсем не выглядит притянутым за уши. Может, и впрямь у нас в России будет своя музыкальная столица?

Два часа гала-концерта пролетели незаметно. Вот уже затихают последние аккорды Первого концерта Чайковского в исполнении виртуоза Дениса Мацуева и оркестра «Геликон-оперы», их сменяют нескончаемые аплодисменты: зрители не спешат расходиться, хотя многие из них купили билеты на все дни фестиваля. И это объяснимо: здесь будут выступать звезды мировой величины. Например, помимо чисто музыкальной программы организаторы подготовили еще и спектакли, где музыка и драма связаны воедино. Так, выступят Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета и Константин Хабенский, артисты Московской областной филармонии, Максим Дунаевский, Лариса Долина, Дмитрий Харатьян. А Чулпан Хаматова и Вероника Кожухарова представят программу «Час, когда в души идешь, как в руки».

16 июня зрители увидят оперу Чайковского «Пиковая дама» в исполнении «Геликон-оперы», а 17 июня им покажут спектакль «Фантастическая Кармен» в версии Юрия Башмета. Закроется фестиваль 18 июня конкурсом молодых певцов.

Елена Березина.
http://www.mk.ru/mosobl/2017/06/14/mirovye-zvezdy-oblyubovali-muzykalnyy-klin.html

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media