Известия. «Распутин» в руках потомка Юсупова.
«Распутин» в руках потомка Юсупова.
Александр Бригер продирижировал оперой о преступлении своего предка.
«Геликон-опера» возобновила постановку «Распутина» композитора Джея Риза. Дирижировать премьерой обновленного спектакля худрук театра Дмитрий Бертман пригласил австралийца Александра Бригера — внучатого племянника князя Юсупова, убившего легендарного фаворита русского императора.
Первая постановка «Распутина» шла в «Геликоне» с 2008 по 2014 год. Встреча с Александром Бригером и подтолкнула режиссера вернуться к этому произведению.
— Мы с Бригером ставили в Торонто оперу «Из мертвого дома» Яначека по Достоевскому, — рассказал Дмитрий Бертман. — Как-то раз мы сидели в кафе и Алекс мне сообщил, что он — русский. Выяснилось, что он единственный наследник князя Юсупова! Я, конечно, сразу пригласил его в Россию, ведь он у нас ни разу не был.
Перед заморским гостем стояла непростая задача. Музыка Риза не мелодична, хотя и интересна. Местами, кажется, исполнители сбиваются с ритма, но нет — так написал автор.
— Партитура очень сложная, ей непросто дирижировать, ее трудно петь, — поделился впечатлениями Александр Бригер. — Опера громкая и очень диссонантная, но в партии царицы Александры Федоровны (Анна Пегова) появляется лиризм и более плавная мелодика.
Неоднозначная музыка ложится на столь же спорное либретто. Авторы предпочли распространенный, клишированный образ Гришки Распутина — охальник, распутник, колдун. В первой же сцене — нагие люди, полностью повинующиеся воле старца. Царская семья, тоже попавшая под его влияние, появляется в декорациях, напоминающих огромный картонный лоток для яиц. Только для этой фамилии в него положили особые, гигантские яйца — работы Фаберже.
Распутина играет дебютант «Геликон-оперы» Григорий Соловьев. Этот образ хорошо ложится на его фактуру. Высокий, статный артист явно понравился публике. Но даже он не мог сравниться с Иваном Ожогиным в роли Феликса Юсупова. Иван начинал карьеру как оперный певец, но потом ушел в мюзиклы: «Чикаго», «Красавица и Чудовище», «Бал вампиров» подарили ему множество поклонниц. Вслед за кумиром юные меломаны пришли и в «Геликон». Верный стратегический ход руководства театра!
Роль у Ожогина действительно эффектная. Во втором акте Юсупов поет в ночном кабаре популярную песенку, представая в образе высокой черноволосой красотки в черном платье с разрезом. Ноги певца — на зависть Джулии Робертс, а шоу — как у Фредди Меркьюри.
— Моя опера — отображение истории и культуры, в том числе и сатирическое, — говорит композитор Джей Риз. — Меня всегда занимал тот факт, что Распутина убивали под аккомпанемент патриотичной, но банальной мелодии «Янки-дудл». Это кажется едва ли не пророчеством надвигавшейся революции.
Что американцу патриотизм, русскому — не смешно. Многие зрители в зале не разделяли прочтения автором судьбы старца, который был вхож в царскую семью. Распутин Риза не только лечит от гемофилии наследника престола, но и, например, совращает жену Юсупова. И поэтому развязка оперы выглядит по-своему закономерной.
С либреттистом согласен и дирижер. Как считает потомок князя, Юсупов совершил преступление из благих побуждений. Вот только смог ли Александр Бригер убедить в этом зрителя? Ответ на этот вопрос у каждого будет своим...
Зоя Игумнова
http://izvestia.ru/news/665452