«Московская правда». Ирина Шведова. Винтажный «Евгений Онегин»

Открытие Московского музыкального театра «Геликон-опера» после многолетней реконструкции в ноябре прошлого года стало событием номер один в культурной жизни столицы.
Уникальную работу провели архитекторы и строители, подарив городу превосходную театральную площадку, расширив возможности «Геликон-оперы» до самых фантастических проектов и постановок. Возникший на месте двора усадьбы Шаховской Большой зал «Стравинский», углубленный на два этажа под землю, поражает воображение смелостью решения. Знаменитое историческое крыльцо в древнерусском стиле стало... «царской» ложей, а потолок - звездным небом. Все драматические моменты этой реконструкции теперь, когда восхитительный результат стал очевиден, хочется забыть как страшный сон. Художественный руководитель театра Дмитрий Бертман, его коллеги и артисты прошли такие «муки ада», что сейчас, когда все позади, можно только радоваться, радоваться, радоваться. Благо что повод для этого перед Новым годом театр предоставил своим поклонникам прекрасный.

«Евгений Онегин»! Вот это безошибочный выбор Дмитрия Бертмана для того, чтобы публика повалила в зал «Стравинский». Многие помнят удивительного «Онегина», которого он поставил энное количество лет назад в «родном» зале бывшего Дома медиков. Спектакль был настолько живой, динамичный, талантливый, что забыть его, казалось, невозможно. Но режиссер не стал приспосабливать оперу под новый формат. В год 175-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского пришло решение поставить «Евгения Онегина» по Станиславскому. Благо материалов о той легендарной постановке 1922 года в мемориальном музее композитора в Клину осталось много. Да и не забылась еще хрестоматийная постановка в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, которая продержалась в его репертуаре аж до 2007 года.

Как же здорово, что  идея поставить «Евгения Онегина» как «лирические сцены» по Станиславскому воплотилась в жизнь. Дмитрий Бертман, который стал «отцом-основателем» радикального подхода к классике, выступил здесь как тонкий знаток психологии современного зрителя, в большинстве своем уставшего уже от бесконечного режиссерского концепта на главных оперных сценах.

Знакомая декорация с колоннами (воссоздание Вячеслава Окунева) возвращает ко времени романтического, чувственного театра, где главное - люди с их житейскими переживаниями, мечтами и страстями. Внешний рисунок мизансцен, по словам Дмитрия Бертмана, сохраняется, и «наполнение этого рисунка идет по методу Станиславского, но уже сегодня». В спектакле каждая роль, даже небольшая, как мсье Фрике (Дмитрий Понамарев) или секунданта Онегина Гильо (Евгений Ксенда), проработана до мельчайших деталей. Очень необычная Татьяна получилась у недавно появившейся в театре Ольги Толкмит. Мощный  вокал в сочетании с оригинально трактованным образом героини  представляют какую-то другую Татьяну, очень сегодняшнюю, современную. Да, романтичная, да, наивная, как положено по Пушкину и Чайковскому, но так поводит глазами, так держится, будто наперед дает понять: Евгений еще ох как пожалеет о том, что оттолкнул, струсил, не почувствовал судьбоносности их встречи. Ах, как же он будет терзаться в финале! Потрясающе сыграл свою роль и Алексей Исаев - Онегин. Убедительный как вокалист, он предстает и как незаурядный артист. Вроде напыщенный красавчик с виду, он не лишен рефлексии и, кажется, искренне страдает от размолвки с другом. Во всяком случае над убитым Ленским рыдает в голос. А заключительная сцена с Татьяной сыграна так эмоционально, с таким чувственным накалом, что даже по залу пробегает искра...

Игорь Морозов - восходящая оперная звезда - спел и сыграл своего Ленского так проникновенно и свежо, что его впору сравнивать с великими нашими исполнителями знаменитой роли. Интересная Ольга получилась у Ирины Рейнард. Ленский ей, ясно, по барабану. К тому же  дура дурочкой да еще ножками сучит, когда скандал по ее вине разыгрался. Совсем не понимает, что происходит. Ларину в первом составе поет примадонна «Геликона» Наталья Загоринская. Исполнительница партий всех главных героинь, здесь она предстает как превосходная комическая актриса. Легко вошла в роль недалекой провинциальной дамочки в чепце, которая еще надеется на что-то романтичное, как у Ричардсона. Молодая и худенькая няня Ольги Спицыной тоже какая-то не хрестоматийная, смешная. Особое украшение спектакля - статный красавец Алексей Тихомиров в роли мужа Татьяны князя Гремина. Уж молчу, как он спел знаменитую арию, - это улет полный. Но какой же проницательный в своих стильных очках и безукоризненном прикиде! По первым «переглядкам» жены с Евгением понял, что проблемы в семье предстоят немалые...

Фасад усадебного дома с колоннами не покидает сцену на протяжении всего спектакля: меняются лишь времена года и время действия. Бал у Лариных - это великолепная иллюстрация тамошних нравов и яркая галерея образов. За каждым интересно наблюдать: как кто танцует, ест, выпивает. Совсем другой бал - великосветский - в столице. Зал украшен изображениями царей, а между тем массовка выходит в костюмах времен нэпа. Еще один привет Станиславскому, у которого, кажется, играли в костюмах по тогдашней моде. Винтаж удался на славу. Очень красивые дамы и их спутники, а лучше всех Татьяна в малиновом головном уборе в стиле модерн. А еще прекрасней выглядит новый, во всяком случае раньше не виденный персонаж - изысканная дама с длинным мундштуком и загадочным взглядом. Что бы это значило?
Наслаждаясь новым «Евгением Онегиным», можно только радоваться: театр возвращается к тем истокам, когда реформаторы театра так ставили классические оперы, что их постановки остаются легендами на века и вдохновляют на новые свершения. Пусть унылые скептики и пристрастные знатоки и критики ищут недочеты или еще какие «блохи» в этой постановке. Постановка Дмитрия Бертмана, поверьте, не оставит никого равнодушным. К тому же музыка Чайковского звучит в таком великолепном исполнении.

Ирина Шведова, «Московская правда»
http://mospravda.ru/culture_spectacles/article/vintajnii_evgenii_onegin/

 

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2021 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media