«Театральная афиша». Ирина Муравьёва. Театр оперы и чудес

Этого события оперная Москва ждала восемь лет: театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана открылся после реконструкции в здании на Большой Никитской. По тому же адресу, где и родился четверть века назад, – на крошечной, но знаменитой великими именами сцене Белоколонного зала дома княгини Шаховской.

Здесь творили Таиров и Мейерхольд, Шаляпин, Собинов, Станиславский, Коонен, выступали Рахманинов, Чайковский, Дебюсси, работали частные оперы Мамонтова и Зимина, художники Врубель, Коровин, Экстер. И в эту уникальную историю, как влитой, вошел новый «Геликон». Тормозило его творчество только то, что театр нуждался в большой сцене и оркестровой яме, строительство которых, увы, чуть не обернулось крахом для него. Каких нервов, сил стоило труппе вернуться назад, попасть не за Кольцевую дорогу, как хотели того борцы за другие интересы, а в родной дом, в окружение театров и консерватории, ГИТИСа и Московского университета, как удалось сохранить труппу, долгие годы работавшую в конференц-зале, знает только художественный руководитель театра Дмитрий Бертман. Он довел борьбу до конца, и возвращение геликоновцев на Никитскую было триумфальным.

Обновленный «Геликон» уже признали архитектурным чудом Москвы. Он действительно не похож ни на один театр в мире. Это скорее воплощенный фантазм, гигантская декорация, в которую попадает каждый зритель. Конечно, главное – что у «Геликона» теперь есть две сцены, репетиционные залы, оркестровая яма (впервые за 25 лет). Но для зрителей здесь и вовсе устроили «поле чудес»: на каждом шагу – сюрприз. Здесь можно увидеть и археологические «раскопки» – инсталляцию с «композиторскими» камнями, привезенными из Зальцбурга, Байройта, Клина, полюбоваться московским небом над головой и звездами из кристаллов Сваровски, попасть в «королевство кривых зеркал» или пройтись по лестнице из спектакля «Сказки Гофмана», побывать в «греческом» амфитеатре. В исторической части здания восстановлена анфилада парадных залов с роскошными интерьерами – пышной лепниной, дворцовым паркетом, люстрами из бронзы и хрусталя. Кстати, геликоновцы всем залам дали персональные имена – Покровского, Образцовой, Тихонова, Мамонтова, Зимина и т. д. – тех, с кем связывают свою собственную историю. В анфиладе будет кипеть творческая жизнь. В зал Покровского уже вернулся спектакль «Кофейная кантата» И.С. Баха, а 15 марта состоится первое в России исполнение оперы Луиджи Керубини «Пигмалион». Исторический Белоколонный зал, получивший имя княгини Шаховской, открылся «Свадьбой Фигаро» В.А. Моцарта. До конца сезона здесь планируют восстановить «Летучую мышь» И. Штрауса, «Пиковую даму» П.И. Чайковского, «Аполлон и Гиацинт» и «Мнимую садовницу» Моцарта. А 6 и 17 апреля здесь состоится мировая премьера оперы «Доктор Гааз» Алексея Сергунина на либретто Людмилы Улицкой.

Но эпицентром всех новшеств «Геликона», конечно, стал зал «Стравинский», появившийся на территории внутреннего двора здания на Никитской, – амфитеатр на 500 мест, вырытый в земле, купол с футуристическими акустическими «тарелками», звездное небо, сохраненные стены и окна усадьбы Шаховской, «теремное» крыльцо в псевдорусском стиле, ставшее теперь царской ложей. Чудеса же, которые способны творить новейшие технологии на сцене и в зале, геликоновцы продемонстрировали на ноябрьских гала-концертах и первой премьере в новом зале – «Садко» Н.А. Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Бертмана. Но все эти оптические иллюзии и превращения, новейшее оснащение сцены, акустику, настроенную под итальянский старинный театр, надо увидеть своими глазами. К этому располагает и афиша зала «Стравинский», составленная на все вкусы. 20 и 21 декабря здесь пройдут гастроли итальянской балетной труппы NoGravity dance company со спектаклем «Трилогия». А 23 декабря Дмитрий Бертман представит премьеру восстановленного «Евгения Онегина» (постановка К.С. Станиславского 1922 года). В новогодние дни – с 4 по 10 января – пройдет спектакль для детей «Сказочный город». 19 января откроется концертный цикл: пианист Андрей Коробейников с оркестром театра исполнит программу «Неслышанная классика». Эксклюзив «Геликона» – оперу «Царица» Д.Ф. Тухманова – покажут со 2 по 7 февраля. А летом выйдет еще одна премьера – опера «Паяцы» Р. Леонкавалло (22 июня) в постановке Дмитрия Белянушкина. Кроме премьер геликоновцы восстановят в «Стравинском» репертуарные спектакли – «Запрет на любовь» и «www.nibelungopera.ru» Р. Вагнера, «Сказки Гофмана» и «Прекрасную Елену» Ж. Оффенбаха, «Средство Макропулоса» Л. Яначека, «Кармен» Ж. Бизе и другие. Паузы для публики предусмотрены только в антрактах.

Ирина Муравьева, «Театральная афиша», декабрь 2015

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media