ClassicalMusicNews.Ru. Владимир Ойвин. «Геликон-опера» вновь откроется на Большой Никитской улице

Грядет событие, в реальность которого многие заинтересованные опероманы, да и многие артисты и деятели оперного искусства, не верили.

2 ноября 2015 года состоится торжественная Церемония открытия исторической сцены Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана.

30 сентября после восьмилетнего перерыва сбор труппы прошел в здании на Большой Никитской. Перед этим Дмитрий Бертман провел для журналистов под прицелом большого количества телекамер экскурсию по старым и новым хоромам, сооруженным и отреставрированным вокруг усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых.

В советские времена это здание принадлежало Дому медиков, директором которого был Александр Бертман, отец Дмитрия. В конце 80-х годов прошлого века я работал во Всесоюзном музыкальном обществе и неоднократно бывал в Доме медика, договариваясь о каких-то мероприятиях ВМО. Там я и познакомился с тогда еще студентом ГИТИСА Дмитрием Бертманом. Во времена развала профсоюзного движения Бертман-младший сумел организовать «Геликон-оперу» и получить под этот проект здание бывшего Дома медиков. Тогда штатное расписание театра насчитывало 34 человека, включая семерых оркестрантов.

«Геликон-опера» росла, росла и выросла. Что выросло – то выросло: в театре сейчас работают 600 человек: в оркестре 120 человек, в хоре 60 человек. «Геликон» сегодня стал символом эксперимента в музыкальном театре. Оценивать эти эксперименты в материале про праздник в театре неуместно.
Результаты полной реконструкции впечатляют. При  подходе к театру по противоположной стороне Большой Никитской бросилось в глаза, что вместо привычного зеленого цвета фасад выкрашен в желтый.

Рассказ о практически новом театре Бертман начал в Атриуме, которому присвоено имя Шаляпина. Это связано с тем, что в этой усадьбе в начале ХХ века играла частная опера Зимина, в которой Шаляпин часто пел. Здесь будет висеть его портрет, проходить выставки. Выступал здесь не только Шаляпин. В белоколонном зале труппа Камерного театра Таирова играла «Саломею» с Алисой Коонен в заглавной роли, играл К. С. Станиславский.

Бертман немного рассказал о хозяйке этой усадьбы княгине Шаховской. Он характеризовал ее как выдающуюся женщину, которая увлекалась архитектурой  и 17 раз перестраивала это здание. Причиной тому были многочисленные путешествия княгини Шаховской. Увидев что-то понравившееся ей, она спешила воплотить это в своей усадьбе. Поэтому здание весьма эклектично.
После революции не сразу, но ей удалось эмигрировать и поселиться в Париже. Там она выпустила трехчастную книгу. В здании остался единственный предмет, связанный с княгиней Шаховской – рояль Bechstein.

Атриум, в который зрители попадают с улицы – это перекрытый бывший внутренний дворик, где был служебный вход. На стенах Атриума окна-экраны, позволяющие давать через них визуальную информацию, создавать атмосферу. Большую часть пола Атриума занимает ударопрочное стекло, под которым в отдельных ячейках лежат артефакты разного происхождения: подкова и гвоздь, найденные при копании котлована; камень, подаренный музеем Чайковского вКлину; камень с горы Олимп в Греции – месте обитания Зевса и других богов греческого пантеона; несколько камешков от Стены Плача в Иерусалиме; камень в виде сердца из Зальцбурга, камень из дома Вагнера в Байройте.

В здании есть залы Бориса Покровского, Елены Образцовой, в котором установлен ее рояль и мебель, подаренные её дочерью. Есть еще два фойе: Сергея Зимина и Модеста Чайковского и два репетиционных зала: Георгия Ансимова и Матвея Ошеровского – профессоров Бертмана по ГИТИСу. Конечно же, полностью отреставрирован белоколонный зал княгини Шаховской, в котором раньше работал Геликон.

Главным приобретением «Геликон-оперы» после восьмилетних мытарств в зале на Новом Арбате, стал 500-местный зал Стравинского, оснащенный по последнему слову театральной и световой техники. Зал представляет собой крутой амфитеатр, целиком погруженный в котлован, вырытый во дворе усадьбы. Наверху по центральной оси зала сохранено и отреставрировано подъездное крыльцо в псевдорусском стиле, ставшее ложей для VIP-гостей.

Стены амфитеатра обшиты дубом, а большой оркестровой ямы – целиковой сосной. Пол оркестровой ямы может подниматься до уровня сцены. Можно предположить, что этот зал будет одним из лучших в Москве по акустике.

Сама сцена тоже трансформируется: она поднимается и опускается как целиком, так и квадратами в шахматном порядке. Есть и поворотный круг.

Но наиболее яркое впечатление произвело шоу штанкетов. Они по одиночке и группами бесшумно опускались почти до пола, потом взмывали под колосники, застывали, наклонялись в разные стороны. Это было неожиданно и очень красиво.

После демонстрации больших возможностей сцены состоялось освящение колокольной звонницы из шести специально для нее отлитых колоколов. Ритуал совершил наместник Высоко-Петровского мужского монастыря игумен Пётр (Еремеев). «Геликон-опера» стала вторым оперным театром в Москве после Большого, который располагает настоящей звонницей. Звонарем этой колокольни является музыкальный обозреватель «Известий» Ярослав Тимофеев.

Торжественная Церемония открытия исторической сцены театра «Геликон-оперы»  будет включать в себя гала-концерт, в котором примут участие все солисты, артисты хора и оркестра театра. Также обещали выступить звёзды мировой оперной сцены: Александр Антоненко, Ольга Бородина и Инна Мула, исполнившая партию Дивы Плавалагуны в фильме Люка Бессона «Пятый элемент». Возможно сумеет приехать Дмитрий Хворостовский. Церемония открытия будет транслироваться в прямом эфире телеканалом «Культура».

10 ноября спектаклем «Кофейная кантата» И.-С. Баха откроется зал «Покровский», и в этот же день артисты театра примут участие в Оперном бале Елены Образцовой, который пройдет в Большом театре России и будет посвящен памяти Великой певицы и друга театра «Геликон-опера».

14 ноября в зале «Стравинский» состоится премьера оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Режиссер-постановщик – народный артист России Дмитрий Бертман. Дирижер-постановщик – народный артист России Владимир Понькин. Сценография и костюмы заслуженных художников России Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. Хореограф-постановщик – Эдвальд Смирнов.

26 ноября спектаклем «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта откроется Белоколонный зал княгини Шаховской. В этом зале в 26-м сезоне будут идти репертуарные спектакли: «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Аполлон и Гиацинт» и «Мнимая садовница» В.-А. Моцарта, «Пирам и Фисба» Дж. Лэмпа, «Моцарт и Сальери. Реквием» Н.А. Римского-Корсакова и В.-А. Моцарта. Созданный в 1996 году спектакль «Летучая мышь» возвращается в зал Шаховской в обновленных декорациях и костюмах. Предновогодние спектакли пройдут в честь 190-летнего юбилея И. Штрауса. В этом же зале 16 декабря к 100-летию композитора Г. Свиридова артисты «Геликона» представят концертную программу.

20 и 21 декабря на сцене зала «Стравинский» пройдут гастроли итальянской балетной труппы «NoGravity dance company». Артисты представят спектакль «Трилогия». Это совместный  проект театра «Геликон-опера»,  Посольства Италии в Москве и Итальянского культурного Центра.

23 декабря  «Геликон-опера» представит еще одну премьеру – оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (возобновление постановки К. С. Станиславского 1922 года). Декорации, костюмы и сценография будут воссозданы постановщиками театра «Геликон-опера».

В январе 2016 года театр «Геликон-опера» откроет свои двери для юных зрителей – с 4 по 10 января на сцене зала «Стравинский» пойдут премьерные спектакли «Сказочный город».

В подарок от Правительства Москвы к открытию театр «Геликон-опера» получил два концертных рояля «Steinway». Презентация одного из них состоится 19 января в зале «Стравинский».  Здесь пройдет концерт пианиста Андрея Коробейникова и оркестра театра с программой «Неслышанная классика». Зрители услышат первые редакции Сонаты № 2 для фортепиано и Концерта для фортепиано с оркестром № 1 С.В. Рахманинова,  Концерт для фортепиано с оркестром № 1 П. И. Чайковского в окончательной авторской редакции.

Благодаря техническим параметрам новой сцены театра стало возможным внести в постоянный репертуар спектакль «Царица» Д. Ф. Тухманова.  Спектакли пройдут с 2 по 7 февраля 2016 года.
Театр «Геликон-опера» получил великолепный инструмент. Посмотрим что, а главное, как он на нём сыграет.

08.10.2015
Владимир Ойвин, ClassicalMusicNews.Ru
http://www.classicalmusicnews.ru/news/gelikon-opera-vnov-otkroetsya-na-bolshoy-nikitskoy-ulitse/

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2021 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media