Wecherom.ru. Алла Буловинова. Геликон-опера: как сказку сделать былью...

В праздничный день под названием «ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ» состоялся сбор труппы Московского музыкального театра «Геликон-опера». Но не там, где он находился последние восемь лет, на Новом Арбате, в помещении, которое до этого занимал театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина, а в новом, своем, до неузнаваемости реконструированном здании на Большой Никитской улице, дом 19/16, что рядом с театром имени Владимира Маяковского и Московской государственной консерваторией имени П.И.Чайковского.

Трудно поверить, что долгожданное событие случилось. Волнение и гордость за огромный и красиво оформленный театр переполняло настолько, что слезы стояли в глазах. Хотя при этом, следуя словам великого Константина Сергеевича Станиславского, все-таки хотелось сказать: «Не верю!». Так как все увиденное вмиг ослепило и показалось просто фантастическим.

Почти 20 лет назад я познакомилась с этим театром, который на диву возглавлял совсем молодой и энергичный режиссер Дмитрий Бертман, чьи уникальные спектакли шли просто «на пятачке», хотя в красивом и уютном зале с белыми колоннами старинного особняка княгини Шаховской. Но при этом казалось, что небольшая узкая сцена с близко примыкающей к ней и залу оркестровой площадкой естественным образом вмещала в себя крупномасштабные оперные спектакли. Такие, как «Кармен» Жоржа Бизе и «Летучая мышь» Иоганна Штрауса (1996), «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова (1997), «Мазепа» Петра Чайковского (1999), «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка (2004) и т.д. Да еще весь состав труппы — с солистами и хором — с какой-то легкостью выходил на нее в пышных костюмах и неизменной улыбкой на устах и выражением неподдельного счастья от возможности творить в феерических спектаклях любимого режиссера. Ко всему, там проходили мастер-классы итальянской оперной певицы Ренаты Скотто. Там же состоялся театрализованный конкурс Ирины Константиновны Архиповой, посвященный 850-летию Москвы. В нем, наряду с другими талантливыми молодыми солистами музыкальных театров принимал участие 21-летний Ильдар Абдразаков, завоевавший приз «Надежда» и со временем получивший мировое признание, а совсем недавно занявший пост художественного руководителя Академии музыки Елены Образцовой. Являясь учеником именитого педагога, профессора, художественного руководителя факультета музыкального театра ГИТИСа Георгия Ансимова (1922—2015), Дмитрий Александрович в этом зале даже организовал в его честь памятный юбилейный вечер, установив у сцены ярко-красную королевскую ложу со всеми ее атрибутами, в которой торжественно восседал его учитель. Это и многое другое теперь уже позади и лишь осталось в приятных воспоминаниях. А сегодня уже открывается новая творческая страница истории «Геликон-оперы».

Примечательно, что ее предварял пресс-тур, который по обновленному зданию провел художественный руководитель театра, народный артист России Дмитрий Бертман, ныне профессор, заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра Российской академии театрального искусства (ГИТИСа). Прежде всего, он напомнил журналистам об истории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых, созданной в XYIII веке, и о том, что в этом здании находилась опера Зимина, где выступали или бывали Федор Шаляпин, Константин Станиславский, Петр Чайковский, где состоялся первый в России концерт французского композитора Клода Дебюсси. Рассказав о реконструкции театра, Дмитрий Александрович показал новые залы, в том числе зал «Покровский», Белоколонный зал княгини Шаховской и зал Елены Образцовой, где стоит ее рояль, подаренный театру дочерью Елены Васильевны, и даже мебель из гостиной ее московской квартиры, где будут проходить мастер-классы. И, конечно, Большой зал под названием «Стравинский», где 500 посадочных мест расположены, словно, под сводами ночного неба, на котором сияют мириады нежно-голубых звезд.

Небезынтересно, что этот зал построен на месте внутреннего дворика особняка, где бережно сохранена первозданная архитектура с красным крыльцом в стиле русского модерна, башенкой, окнами и даже кирпичной кладкой. Именно с этого места в августе 2013 года, стоя лицом к строительному котловану, можно было наблюдать, как среди мешков с цементом и водопроводных труб солисты театра в новеньких костюмах готовились к концерту, которым они открывали 24-й театральный сезон. Поэтому символично, что здесь же, но стоя уже на огромной трансформирующейся сцене, созданной по последнему слову техники и инженерной мысли, они собрались вместе со своим руководителем перед официальным открытием 26-го театрального сезона. Не скрывая радости и восторга, на эту сцену один за другим поднимались те, кто на протяжении многих лет покорял зрителей исполнением ведущих партий в разных оперных спектаклях. Среди них: народная артистка России Наталья Загоринская, заслуженные артистки России Марина Андреева, Алиса Гицба и Марина Карпеченко (все сопрано), заслуженный артист России Михаил Гужов и Дмитрий Скориков (басы) и т.д. А Дмитрий Бертман, в свою очередь, рассказал геликоновцам и представителям СМИ о творческих планах театра на новый сезон, о принципах и особенностях работы в историческом здании, которое преобразовано в грандиозное сооружение с супер современными технологиями, а затем с удовольствием представил труппе новеньких солистов и артистов хора. И, что приятно, в такой знаменательный день министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский пришел не только поздравить коллектив с началом сезона на исторической сцене, но и многим вручил государственные награды.

Важно, что в рамках замечательного мероприятия всей труппе и гостям «Геликон-оперы» наглядно продемонстрировали потрясающую акустику зала «Стравинский» и уникальные технические возможности сцены, а также ее необыкновенное световое решение. И еще подчеркнули, что для удобства зрителей электронная строка для перевода текста здесь располагается не наверху, как обычно, а внизу, над оркестровой ямой, которую, кстати, тоже по необходимости можно поднимать и опускать, как по мановению волшебной палочки.

Одним из впечатляющих моментов на сборе труппы стало торжественное освящение наместником Высоко-Петровского ставропигиального монастыря в Москве, игуменом Петром (Еремеевым) колокольной звонницы, установленной в глубине сцены зала «Стравинский». И сам звон этих колоколов, прозвучавший по окончании трогательного исполнения хором «Геликон-оперы» духовных песнопений. Как оказалось, такой дорогой подарок театру сделал председатель Совета директоров Финансовой корпорации «УРАЛСИБ» Николай Цветков, учредитель Фонда просвещения «МЕТА».

Ну, что же, по всему, теперь можно не сомневаться в том, что все это вместе взятое открывает Дмитрию Бертману безграничные возможности для полной реализации его музыкально-постановочных задумок. Пожелаем ему и его театру счастливой жизни в новых условиях и новых творческих достижений…

Алла Буловинова, Wecherom.ru
http://wecherom.ru/helikon/

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media