«ЧИО-ЧИО-САН. БЕГСТВО В ОБЛАЧЕНИИ»

                                                                                        

«ЧИО-ЧИО-САН. БЕГСТВО В ОБЛАЧЕНИИ»

«Я ощутил, какой непроницаемой стеной скрыт от меня внутренний мир японцев.
Строй их мыслей непостижим, их душа – потёмки»

Всеволод Овчинников,
журналист-международник, специалист по Японии

Выставка, которой вам предстоит насладиться с 27 июня по 13 июля, задумывалась организаторами как своего рода увертюра к постановке в «Геликоне» оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Это мгновенное погружение в мир юной гейши Чио-Чио-сан – главной героини спектакля. Кстати, слово «гейша» отображается двумя иероглифами, которые буквально переводятся как «человек искусства», так что мадам Баттерфляй в театре – на своём законном месте.   

В каждом аутентичном предмете экспозиции заключена прелесть недосказанности, которая в японском языке обозначается словом «югэн». Поиск красоты в обычных вещах в Стране восходящего солнца доведён до совершенства и отражён в языке: Момидзикари - любование осенними листьями клёна; Юкими – восхищение снегами; Цукими – созерцание луны... Японцы научили весь мир уважать дух самурая и доказали, что три строчки без рифмы могут стать величайшей поэзией.

О, с какой тоской
Птица из клетки глядит
На полёт мотылька!
(Кобаяси Исса)

Такой «птицей в клетке», опутанной тысячей условностей и архаичных традиций, предстаёт Чио-Чио-сан в концепции режиссёра Дмитрия Бертмана. Девушка отчаивается на побег – как ей кажется, навстречу любви и свободе. Искрящийся огромный мир манит... Но и кимоно не отпускает.

Кимоно – это больше, чем национальная одежда. Оно хранит и оберегает аутентичность и уникальность традиций японского народа. Это одна из главных тайн тысячелетней японской культуры.

В основной части экспозиции представлены кимоно периодов Мэйдзи, Тайсё, Сёва из собрания историков моды Андрея Скаткова и Марии Орловой, чья коллекция насчитывает более 120 антикварных экземпляров японского национального костюма. Почти в каждом кимоно заключена символика, отражающая культурные, социальные и личные аспекты жизни его владельца. С помощью этого одеяния можно определить не только сословие человека, но и конкретный повод, по которому облачаются в то или другое кимоно.

У наших зрителей есть уникальная возможность увидеть костюм Галины Вишневской, в котором певица выходила на сцену Большого театра в легендарном спектакле «Чио-Чио-сан» в постановке режиссёра Олега Моралёва, осуществлённой в 1966 году.

Выставка – необычная. На стенах вместо привычной для выставочного формата живописи и графики размещены вышивки и узоры на кимоно, и среди них – подлинные облачения гейш. Впервые «Геликон-опера» сотрудничает с Государственным музеем Востока, который предоставил из своих фондов восемь гравюр художников Утагава Садахидэ и Мидзуно Тосиката. В зале также представлены японские гравюры XIX - начала XX веков из частных коллекций Кирилла Данелия и Александра Иванова.

Сохранять гармонию важнее, чем доказать свою правоту или получить выгоду – так считают жители Страны Восходящего Солнца. И это ярко демонстрирует наша выставка. С вековым правилом невозможно не согласиться, но ему трудно следовать. А это подтверждает спектакль театра «Геликон-оперы». 

Благодарим за участие Государственный музей Востока, Кирилла Данелия, Александру Иванову, Андрея Скаткова и Марию Орлову, Ольгу и Елену Ростропович.

Благодарим за помощь в организации выставки Юлию Гниренко, Татьяну Разумову, Ольгу Чернову и Ольгу Понкратову.

Выставка «Чио-Чио-сан. Бегство в облачении» будет представлена в Фойе С. Зимина с 27 июня по 13 июля.

Куратор – Владислав Ступак, продюсер – Эдуард Мусаханянц.

Поделиться
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media