ВЫСТАВКА «СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ. ЖЕНЩИНА В ИСКУССТВЕ» В «ГЕЛИКОНЕ»
Женские лица во все времена манили живописцев, а вслед за ними – и посетителей выставок. Понаблюдайте – в зале могут быть представлены пейзажи, натюрморты, батальные полотна кисти больших художников, но посетители прежде всего идут, как на свет, как на огонь, к женским портретам и подолгу их созерцают... Что же так нас притягивает? Конечно, красота, но, главное – тайна: тайна любви, страсти, печали, покоя, муки, гордости, сострадания и, что самое удивительное, эпохи, в которую жили художник и его Муза. Назови имя любого известного Мастера – и в памяти всплывает именно женский портрет. Крамской – и его «Неизвестная», Серов – и «Девочка с персиками», Архипов – и «Девушка с кувшином» ...
Портреты, представленные на выставке в театре «Геликон-опера», не менее прекрасны, но не столь известны, поскольку многие из них находятся в частных коллекциях. Для наших зрителей станет открытием и потрясением необычный редкий портрет великой балерины Анны Павловой работы Павла Шмарова – будто выхваченное из темноты петербургской ночи лицо женщины, которая страдала на пике триумфа, которая все знает о других, но о ней никто ничего не знает…
Идеалом красоты для художника Николая Дубовского всю жизнь оставалась его жена – Фаина. Портрет, представленный в «Геликоне», был написан в период влюблённости Мастера, когда он сопровождал девушку в поездке на море. От картины веет солнцем и морским бризом... Сразу становится понятно, почему живописец был так очарован той, которую мечтал назвать своей женой. Мягкость, милость, лёгкость, душевная теплота – вот что покорило сердце Николая. В Италии Дубовской сделал Фаине предложение, и она с радостью его приняла, став единственной любимой женщиной выдающегося художника
Задумчивая, романтичная и трогательная – такой Кармен открылась только французскому художнику Полю Квинсаку. Создается иллюзия, что в стенах театра легендарная цыганка чувствует себя как дома и наконец может себе позволить быть самой собой. Квинсак родился и умер в Бордо, был истово ему предан и не желал, чтобы его работы покидали пределы родного города. Многие полотна мастера так и хранятся на его родине, во Франции... Увидеть его картину в «Геликоне» – редчайшая возможность.
Борис Кустодиев... Для нас он в первую очередь – создатель портретов роскошных, дородных, лучащихся жизнью красавиц... Но до чего же не похож на них портрет его жены и сына! Эта работа не предназначалась ни для продажи, ни даже для выставок. С огромной нежностью он написал её для семьи – для той, которую любил до последнего вздоха...
Воистину бесценными экспонатами выставки в «Геликоне» являются работы Юделя Пэна. Без этого художника, возможно, мы бы никогда не узнали о Марке Шагале, его лучшем ученике. Но великолепен и сам учитель! Его женские портреты так отчаянно хороши, что в свое время вызывали ревность и ненависть у мужей позировавших ему красавиц, ведь Пэну они открыли свою главную тайну, а благоверным – нет! Благодаря Витебскому музею зрители увидят шесть изумительных картин Пэна, чудом уцелевших в годы войны.
Лица женщин столь же прекрасны и на полотнах мастеров социалистического реализма из фондов Музея современной истории России. До чего одухотворен, например, портрет «Селькорки» Николая Касаткина! Пролетарские красавицы воистину были пассионариями…
Среди мужского упоения женской красотой присутствуют и работы нашей современницы – Светланы Валуевой. Искусствовед Ольга Платонова нашла очень точные слова для описания женских портретов кисти художницы: «Её картины – словно сон наяву, но кто знает, может быть, именно сон и составляет главную непознанную человеческую реальность».
Театр «Геликон-опера» благодарит всех коллекционеров, Музей современной истории России, Витебский областной краеведческий музей, галерею МастАРТ и лично Татьяну Хазову, галерею «Петербург» и лично Игоря Полторака, а также Сергея Устинова и Сергея Куприянова за предоставление для выставки своих сокровищ. Мы уверены, что эти экспонаты подарят еще больше времени для счастья нам и нашим зрителям!
Экспозиция будет доступна для посещения зрителям, купившим билет на спектакли с 10 апреля по 24 июня 2024 года.
Куратор выставки – Ольга Понкратова, консультанты – Анна Грибкова-Тхостова, Владислав Ступак и Татьяна Разумова, продюсер – Эдуард Мусаханянц.