«Голоса романтизма» в Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки
«ГОЛОСА РОМАНТИЗМА»
27 октября 2012 года
Начало в 19.00
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки
ул. Фадеева, 4
Прокофьевский зал
В рамках года Германии в России Марина Карпеченко и Елена Сосульникова из Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана представляют 27 октября на сцене Прокофьевского зала Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки программу «Голоса романтизма». В программу вошли песни Иоганнеса Брамса, Густава Малера, Гуго Вольфа и Рихарда Штрауса на стихи немецких поэтов.
В Германии в XIX веке романтическая песня была столь же популярна как романс в России. К ней обращались лучшие композиторы, а количество произведений исчисляется сотнями и тысячами (герои сегодняшнего концерта написали в общей сложности около 800 песен). Если русские романсы создавались в традициях Глинки и Даргомыжского, то в Германии непревзойдёнными образцами служили песни Шуберта и Шумана. В обеих странах композиторы равным образом испытывали пиетет перед народной песней – здесь Брамс не расходится с Мусоргским.
Брамс, Малер, Вольф и Рихард Штраус принадлежат к разным поколениям, но двадцать выбранных песен созданы приблизительно в одно время – с конца 1880-х годов. Это было время расцвета позднего романтизма и кульминации развития художественной песни, когда каждый год появлялись новые шедевры. Интересно, что музыканты в это время отдавали предпочтение поэзии начала XIX века, когда романтизм только рождался. Поэтические пристрастия как будто почти не менялись со времен Шуберта. В стихах ранних романтиков композиторы находили то стремление к идеалу и преклонение перед красотой, которое из современной поэзии уже уходило.
Великий Гёте представлен в программе «Миньоной» Вольфа. «Вхожу я в лес» и «Разлука» Малера написаны на стихи из «Волшебного рога мальчика» – собрания немецкой народной поэзии, выходившего в Гейдельберге в 1806–1808 годы. В программе представлена поэзия Фридриха Рюккерта, Йозефа фон Эйхендорфа и их младшего современника Эдуарда Мёрике, которого Гуго Вольф называл «божественным». Из песен на стихи Мёрике прозвучат «Весна пришла!» и «Песнь Вэйлы». Вольф, который для каждой песни придумывал в процессе сочинения мизансцену, говорил, что его богиня Вэйла сидит на скале в лунном свете и поёт, играя на арфе.
Немало в программе и забытых авторов, которых сегодня не читают даже специалисты. Но гениальная музыка Брамса и Рихарда Штрауса по-прежнему хранит их поэзию от забвения.
Заслуженная артистка России Марина Карпеченко (сопрано), солистка Московского музыкального театра «Геликон-Опера», окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных и аспирантуру. В её репертуаре заглавные партии в «Аиде» и «Леди Макбет» Верди, Джульетта в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, Фата Моргана в опере Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». В российской премьере оперы Вагнера «Запрет на любовь» певица блестяще исполнила партию Изабеллы. Марина Карпеченко выступает в лучших концертных залах Москвы, ею подготовлен целый ряд камерных программ.
Елена Сосульникова (фортепиано), концертмейстер театра «Геликон-опера», окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и аспирантуру. Лауреат международных конкурсов «Piano Competition», «Музыка без границ», «Рояль в джазе». Стажировалась в Летнем американском институте в Граце (Австрия), участвовала в программе Нью-Йоркской оперной студии. Ведёт активную концертную деятельность.