Светлана Создателева

Заслуженная артистка России
СВЕТЛАНА СОЗДАТЕЛЕВА
сопрано

Родилась в Москве. Окончила музыкальное училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу хорового дирижирования. В 1996 году с отличием окончила Хоровую академию им. Свешникова по специальности «сольное пение», а в 1999 году - ассистентуру-стажировку на кафедре сольного пения Академии хорового искусства (класс доцента В. П. Александровой).

Лауреат III Всероссийского конкурса молодых вокалистов 1995 года в Москве (2-я премия).

Дебютировала на сцене «Геликон-оперы» в 2000 году в роли Катерины Измайловой в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича, в 2001 году спектакль был удостоен национальной театральной премии России «Золотая маска».

В июле 2000 года на фестивале «Радио Франс» в Монпелье (Франция) исполнила партии Катерины в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича и Маддалены в опере «Маддалена» С.С. Прокофьева. Светлана Создателева выступала в Opera de Massy (Франция), Teatro Villamarta (Испания), театре Peacock (Англия). В июле 2003 на фестивале, организованном Рикардо Мути, в Равенне  исполнила партию Катерины Измайловой («Леди Макбет Мценского уезда»). В ноябре-декабре 2004 года Светлана Создателева с успехом исполнила партию Абигаиль в опере «Набукко» Дж. Верди (режиссёр-постановщик Дмитрий Бертман) во Франции, в совместном проекте «Геликон-Оперы», «Ле-Дуо-Дижон» и «Опера де Масси» с участием примадонны Марии Гулегиной. Эта роль стала важнейшим этапом в творчестве певицы.

В феврале 2004 года певица участвовала в открытии Шаляпинского оперного фестиваля в Казани, исполнив заглавную партию в опере  «Аида». В апреле 2004 года исполнила партию Кассандры в концертной версии оперы-оратории С. Танеева «Орестея» с Российским национальным оркестром, художественный руководитель и дирижер Михаил Плетнёв. В 2005 году стала победительницей в номинации «Примадонна» на конкурсе «Женское лицо года».

В 2005 году Светлана спела партию Абигаиль в премьере оперы «Набукко» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана на сцене Мариинского театра (совместная постановка Мариинского театра и «Геликон-Оперы»), музыкальный руководитель маэстро Валерий Гергиев.

В начале 2007 года исполнила партию Ренаты в опере «Огненный ангел» С. С. Прокофьева в театре Ля Монэ, Бельгия (режиссёр – Ричард Джонс, дирижёр – Казуши Оно). В 2007 году приняла участие в Гляйндбургском фестивале (Великобритания), спев партию Леди Макбет в опере «Макбет» Дж. Верди (режиссёр Ричард Джонс, дирижёр Владимир Юровский).

В ноябре 2010 года Светлана впервые спела Зиглинду в опере «Валькирия» Р. Вагнера с Российским национальным оркестром под управлением Кента Нагано в Концертом зале им. Чайковского (Москва). В июне 2011 она исполнила партию Абигаиль в двух постановках «Набукко» Дж. Верди: в Казани на Шаляпинском фестивале и на фестивале Евы Мартон в Мишкольце.

В январе 2012 года Светлана Создателева исполнила партию Февронии  в новой постановке Дмитрия Чернякова оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова в Национальной опере Нидерландов (Амстердам).

В декабре 2012 дебютировала в заглавной партии в опере «Тоска» Дж. Пуччини в Латвийской национальной опере, режиссёр Дмитрий Бертман, дирижёр Модестас Питренас.

В 2013 приняла участие в Эдинбургском фестивале с Российским национальным оркестром (дирижёр Михаил Плетнёв), а также исполнила 14-ю симфонию Д. Шостаковича, дирижёр Марк Элдер.

В 2014 году приняла участие в новой постановке «Огненного ангела» С. Прокофьева в Комише Опер (Германия). За роль Ренаты номинирована на Faust Award в номинации «Лучший певец года». Летом 2014 года исполнила партию Катерины Измайловой в Норвежской национальной опере (Осло), возобновление спектакля - март-апрель 2016.

В феврале 2015 года исполнила партию Катерины Измайловой в Дойче опер (Берлин). В июне 2015 года певица исполнит партию Ренаты в опере С. Прокофьева «Огненный ангел» в Дойче опер (Дюссельдорф).

В сезонах 2016-17 Светлана продолжала выступать на сценах Комише Опер Берлин, Дойче опер (Дюссельдорф), дебютировала в Баварской национальной опере, исполнив Ренату в опере «Огненный ангел» С.С. Прокофьева (режиссёр Барри Коски, дирижёр В. Юровский), в Национальном театре Норвегии и Финляндии (Хельсинки), где исполнила партию Катерины Измайловой в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича (режиссер Тандберг, дирижер О. Каэтани). В декабре 2017 года спела Ренату в опере «Огненный ангел» С.С. Прокофьева в Шотландской Королевской опере.

В сезоне 2018-19 Светлана исполнила Фата Моргану в опере «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева в прославленном спектакле А. Хомоки на сцене Комише опер Берлин и участвовала в постановке «Леди Макбет Мценского уезда» на сцене Греческой Национальной оперы (режиссер Фанни Ардан). С Лондонским Филармоническим оркестром исполнила Брунгильду в опере Вагнера «Валькирия» (дирижер В. Юровский) на сцене Royal Festival Hall.

В сезоне 2020-2021 была приглашена в Метрополитен-опера (Нью-Йорк) для исполнения Ренаты в «Огненном ангеле», в театр Сан-Карло (Неаполь) - Фаты Морганы в опере «Любовь к апельсинам». Исполнила партию Брунгильды в «Гибели Богов» Р. Вагнера на 100-летии Петербургской филармонии с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова (дирижер В. Юровский). Выступала на сцене Польской национальной оперы (Варшава) в партии Ренаты (дирижер Казуши Оно).

В сентябре 2022 года дебютировала в Метрополитен-опера (Нью-Йорк) в партии Катерины Измайловой в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (режиссер Грэм Вик, дирижер Кери-Линн Уилсон).

Светлана Создателева работала с такими выдающимися дирижёрами как Евгений Бражник, Михаил Плетнёв, Владимир Понькин, Геннадий Рождественский, Владимир Юровский, Кент Нагано, Хенрик Нанаши, Олег Гаэтани, Марк Элдер, Дональд Ранниклс. Ведет активную концертную деятельность. 

Награждена почетной грамотой Комитета по культуре города Москвы за достигнутые успехи и вклад в развитие культуры города Москвы. В 2010 году Светлане было присуждено звание «Заслуженная артистка России».

В «Геликон-опере» с 1999 года.

РЕПЕРТУАР

I. Оперные партии, исполненные в спектаклях «Геликон-оперы»
1. Н. Римский-Корсаков «Царская невеста» – Сабурова
2. П. Чайковский «Пиковая дама» – Лиза
3. П. Чайковский «Мазепа» – Мария
4. С. Прокофьев «Любовь к трём апельсинам» – Фата Моргана
5. Д. Тухманов «Царица» – Екатерина II
6. Д. Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда» – Катерина Измайлова
7. Дж. Верди «Аида» – Аида
8. Дж. Верди «Фальстаф» – Алиса Форд
9. Дж. Верди «Набукко» – Абигаиль
10. Дж. Верди «Макбет» – Леди Макбет
11. Дж. Верди «Бал-маскарад» – Амелия
12. Ж. Бизе «Кармен» – Кармен
13. Р. Вагнер «Запрет на любовь» – Изабелла
14. Р. Вагнер «WWW.NIBELUNGOPERA.RU» – фрагменты опер «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», «Валькирия», «Лоэнгрин»
15. У. Джордано «Сибирь» – Стефания
16. А. Дворжак «Русалка» – Русалка
17. Ф. Пуленк «Диалоги кармелиток» – Мадам Лидуан
18. Л. Яначек «Средство Макропулоса» – Эмилия Марти
19. Дж. Гершвин «Гершвин-гала» – Солистка
20. Дж. Риз «Распутин» – Царица Александра Фёдоровна
21. П. Масканьи «Сельская честь» - Сантуцца

II. Оперные партии, подготовленные для исполнения в спектаклях других театров или на концертной эстраде
1. Н. А. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже» – Феврония (Национальная опера Нидерландов, Амстердам)
2. С. Танеев «Орестея» – Кассандра (Концертное исполнение с РНО)
3. С. Прокофьев «Огненный ангел» – Рената (театр La Monnaie, Бельгия)
4. С. Прокофьев «Маддалена» – Маддалена (фестиваль «Радио-Франс», Монпелье; театр Villamarta, Испания; театр Peacock, Великобритания)
5. Дж. Пуччини «Тоска» – Тоска (Латвийский театр оперы и балета, Рига)
6. Р. Вагнер «Тристан и Изольда» – Изольда (Глайндборнский фестиваль, Великобритания)
7. Р. Вагнер «Валькирия» – Зиглинда (концертное исполнения с РНО)

III. Оперные партии из репертуара «Геликон-оперы», исполненные в спектаклях других театров
1. П. Чайковский «Пиковая дама» – Лиза (Опера де Масси, Франция; Театр Villamarte, Испания; театр Peacock, Великобритания; Шаляпинский фестиваль, Казань)
2. Д. Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда» – Катерина Измайлова (фестиваль «Радио-Франс», Франция; фестиваль Рикардо Мути, Италия)
3. Дж. Верди «Набукко» – Фенена (Опера де Масси, Франция; Мариинский театр, Санкт-Петербург; Шаляпинский фестиваль, Казань; фестиваль в Мишкольце, Венгрия)
4. Дж. Верди «Аида» – Аида (Шаляпинский фестиваль, Казань)
5. Дж. Верди «Макбет» – Леди Макбет (Глайндборнский фестиваль, Казань, гастроли по 18-ти городам Великобритании)

IV. Концертный репертуар
а) сольные вокальные партии в произведениях крупных форм
1. Д. Шостакович 14-я симфония
2. А. Шнитке Реквием
3. Д. Перголези Stabat Mater
4. И. С. Бах Месса H-moll
5. Г. Берлиоз «Детство Христа»
b) Камерные вокальные произведения, вокальные циклы
1. Р. Шуман «Любовь и жизнь женщины»
2. И. Брамс «Цыганские песни»
3. Р. Вагнер «5 песен на стихи Матильды Вазендонк»
c) арии и сцены из опер, романсы отечественных и зарубежных авторов
М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Гречанинова, Н. Метнера, Г. Свиридова, В. Рубина, Ф. Шуберта, Г. Вольфа, И. Брамса.

 

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media