МК - На конкурсе «Нано-опера» «МК» выбрал самого дерзкого

На конкурсе «Нано-опера» «МК» выбрал самого дерзкого
Голый афроамериканец победил пьяного Онегина

В пятый раз в Москве прошел Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера», придуманный и организованный Дмитрием Бертманом и его театром «Геликон-опера». Юбилейный конкурс должен был пройти в прошлом году, однако был перенесен в связи с пандемией.

В этом году международное положение, казалось бы, тоже не благоприятствовало организации интернационального проекта, однако он состоялся и прошел на высочайшем уровне. Победители, да и все участники соревнования, продемонстрировали мощный творческий потенциал, который был оценен международным профессиональным ареопагом, а также представительным медиа-жюри, в которое вошел обозреватель «МК». По традиции одному из участников был вручен специальный диплом газеты «Московский комсомолец» за победу в номинации «Лучшая провокация Нано-оперы». 

«Геликон». Белоколонный зал «Шаховской. Белый рояль «утоплен» к самом заднику – за ним концертмейстеры театра на протяжении трех конкурсных дней отдуваются за оркестр (показы идут под рояль). Центр зала оборудован подиумом. Дежурный свет. Все исполнители – в одинаковых брендированных футболках «Нано-оперы». Вокруг – телекамеры (съемку ведет т/к "Культура"). Никаких декораций – лишь деревянные кубы в различных комбинациях. В центре ведущий Алексей Франдетти в зеленом бархатном пиджаке. Ну вот совсем ничего, что хотя бы косвенно напоминало оперный театр.

Один за другим на подиум, как на заклание, выходят молодые режиссеры. И начинается профессиональный «стриптиз»: довольно интимный процесс сочинения спектакля вынесен на всеобщее обозрение. Поначалу участники следят за речью, но постепенно, увлекаясь, теряют над собой контроль. И вот уже проскакивают сленговые словечки, крики «стоп» (неэтичные по отношению к концертмейстеру), кто-то хватает артиста за плечи в стремлении выстроить мизансцену…

За все это конкурсанты получат по полной программе, когда их работы – опять-таки публично – подвергнут безжалостному разбору члены жюри. Ребята переносят это стоически в буквальном смысле: примерно час стоят на сцене, пока их «размалывают» на мелкие кусочки. После каждого тура – двое на вылет. Вот таков этот конкурс – «Нано-опера»: уникальный, сложный, престижный, за 10 лет своего существования (впервые его провели в 2013 году) выявивший большую группу талантливых и успешных режиссеров музыкального театра. 

Для конкурсантов крайне жесткие условия с одной стороны, и невероятно благоприятные с другой. Жестко – это временная и постановочная аскеза. Конкурсанту нужно поставить фрагмент оперы – в первом туре это сольная ария, во втором – дуэт, в третьем – массовая хоровая сцена – соответственно за 10 (ария и дуэт) и 15 минут (хоровая сцена). Репетиция проводится на глазах жюри и зрителей. Предварительные договоренности с исполнителями – минимальны. В постановочных средствах режиссер также предельно лимитирован.

В арсенале нет обычных компонентов спектакля – ни сценографии, ни костюмов, ни света. Даже реквизит – и тот минимален. Режиссер работает только с артистами и реализует свой замысел только через них. И вот здесь начинается счастье.  

Уровень артистов «Геликона» настолько высок, они столь профессиональны, так натренированы на исполнение самых сложных режиссерских задач, что, как метко высказался член жюри, худрук Театра имени Н.Сац Георгий Исаакян по поводу одного из показов: «С таким составом и ставить ничего не надо – они сами все сыграют». И это относилось ко всем показанным сценам – сольным, дуэтным, хоровым. Знаменитый геликоновский хор, играющий танцующий, импровизирующий, потрясающие солисты – получить такой «материал» для молодого режиссера огромное везение и ответственность.

Профессиональное жюри в этом году оказалось очень солидным и разновозрастным: признанные мэтры - Георгий Исаакян, Александр Титель, Юрий Александров, Джавид Имамвердиев (главреж Академического музыкального театра Азербайджана), Реджеп Аййылмаз (режиссер Государственного театра оперы и балета Стамбула), представители молодого поколения – Павел Сорокин (главреж оперного театра Ростова-на-Дону), Вячеслав Стародубцев (главреж НОВАТа). В жюри вошли также российские и иностранные руководители театров  - Сандра Миланков (Сербия), Сергей Бобров (худрук Красноярской оперы), Толеубек Альпиев (замдиректора «Астана Оперы»), Рамиз Усманов (директор Ташкентского Большого театра). На торжественном объявлении результатов народный артист Узбекистана Рамиз Установ внезапно вывел фантастическую руладу, продемонстрировав свой редчайший по насыщенности и красоте тенор. И во главе ареопага – художественный руководитель «Геликона» Дмитрий Бертман, все это придумавший и затеявший.

И вот высокое жюри объявляет результаты - первое место достаётся Марии Фомичевой. Второе – у Еренбака Тойкенова (он же стал обладателем премии медиажюри). Ну а у Ирины Гаудасинской - третье место и приз «МК». Надо сказать, что помимо диплома приз популярной газеты включает интервью с дипломантом. Ещё на Третьем конкурсе мы решили отметить того, кто вызвал наибольшее раздражение и даже протест, потому что режиссура – штука резкая и провокационная, а дерзость для режиссера не помеха, а второе счастье. 

И режиссеры Дмитрий Отяковский, и Елизавета Корнеева, отмеченные на Третьем и Четвертом конкурсах, не разочаровали: за время после конкурса они состоялись как профессионалы и карьеры их успешно развиваются. Пятый конкурс неожиданно обнаружил общее ослабление радикальности и смелости молодых режиссеров. Похоже, время «режоперы», провозглашенной старшим поколением, сменяется чем-то иным. Молодым интереснее выискивать смыслы, заложенные авторами опер, а не приращивать собственные. 

Но это не значит, что конкурсанты не предложили решений, которые содержали сюрпризы и оригинальный подход к партитуре. В работе Марии Фомичевой мы увидели, как нервно курит Татьяна в ожидании Онегина. В отрывке Еренбака Тойкенова (Казахстан) Фигаро предстал роботом, выставленным на продажу. А в сцене дуэта Онегина и Ленского Сухроб Усмонов (Таджикистан) очень мотивированно показал в стельку пьяных героев, которые никак не могут понять – сколько же они выпили, что дело дошло до дуэли?!

Но самой убедительной для награды «МК» стала работа Ирины Гаудасинской из Санкт-Петербурга, представившей на третьем туре начальную сцену из оперы «Любовь к трем апельсинам». Центром эпизода стал, пардон, голый афроамериканец (пришлось включать воображение, так как артист был белым и одетым), которого предъявили как «настоящее» и «бесподобное».  Так что именно Ирине обозреватель «МК» вручил диплом за дерзость, вызов, задор и победу в номинации «Лучшая провокация «Нано-оперы». 

Автор: Екатерина Кретова
Источник: Московский комсомолец

Ticket office +7 495 250-22-22

© 2022 Helikon Opera

Создание сайта - Dillix Media