Выставка «Архитектура образов», посвященная Ирине Архиповой, открывается в «Геликоне»

Когда-то Борис Александрович Покровский сказал, что опера – это жизнь человеческого духа, воплощённая в музыкальных образах. Ирина Константиновна Архипова была самим воплощением этого духа, его высшим проявлением на русской оперной сцене. В каждой её роли, в каждом жесте, в каждом взгляде жила та особая правда искусства, которую невозможно подделать или сыграть – ею можно только быть.

14 января 2025 гола в театре «Геликон - опера» открывается выставка, которая впервые позволит увидеть эту великую женщину во всей полноте её удивительной личности. Через объектив Андрея Степанова, фотохудожника второй половины XX века, мы сможем прикоснуться к тем сокровенным моментам, когда рождался образ, когда дышала сцена, когда оживала роль. Его фотографии – это не просто документы эпохи, это прикосновение к таинству творчества. Степанов умел поймать тот неуловимый миг, когда Архипова-женщина превращалась в Архипову-Кармен, Архипову-Амнерис, Архипову-Эболи...

Но разве можно понять артиста, не заглянув в его дом? Элементы интерьера её гостиной – мебель «русского ампира» 1820-х годов – расскажут нам о той среде, в которой жила и творила Ирина Константиновна. Эти предметы были свидетелями её домашних размышлений, творческих поисков, минут отдыха и часов работы над ролями.

Представленные на выставке работы В.И. Нестеренко, А.М. Шилова, И.Г. Кадиной создают симфонию образов, где каждый штрих – как музыкальная нота в партитуре её жизни. В этом многообразии техник и художественных решений раскрывается многогранность личности великой певицы.

Первое архитектурное образование Ирины Константиновны не случайно определило её уникальный подход к построению сценических образов. Представленные на выставке графические работы самой Архиповой – свидетельство того, как точно она чувствовала пространство и композицию, умела выстраивать драматическую и музыкальную архитектонику своих героинь.

Но главным творением Архиповой стало строительство культурных мостов между СССР и Италией. После триумфальных выступлений с Марио дель Монако в «Кармен» на сцене Большого театра в 1959 году, её гастроли в Неаполе и Риме в 1960 году открыли новую эпоху в истории культурного обмена. Ирина Константиновна стала не просто первой советской певицей, получившей мировое признание, но и истинным «дипломатом от культуры». Благодаря её успеху были проложены пути для стажировок советских певцов в "La Scala" и итальянских артистов балета в Большом театре.

Эта выставка – не просто дань памяти великой певице. Это попытка показать, как много граней может быть у настоящего таланта, как тесно переплетаются в одной судьбе разные виды искусства, как рождается и живёт тот особый феномен, который мы называем русской оперной школой.

Выставка «Архитектура образов» будет доступна для посещения до 2 марта. Продюсер выставки – лауреат Премии Москвы Эдуард Мусаханянц, куратор – Владислав Ступак. Благодарим Андрея Андреевича Архипова, внука певицы, за неоценимую помощь в создании выставки, и приглашаем наших зрителей в «Геликон»!

 

Ticket office +7 495 250-22-22

© 2022 Helikon Opera

Создание сайта - Dillix Media