Выставка «От Диканьки до Петербурга»
Старый Новый год и Святки театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана отмечает двумя по-настоящему рождественскими событиями. Это новая постановка самой весёлой оперы Чайковского «Черевички» (режиссер Сергей Новиков) и выставка «От Диканьки до Петербурга», которая объединяет живопись и графику XVIII – начала XX века из частных собраний.
И оперу, и выставку, если так можно выразиться, спродюсировал никто иной как Николай Васильевич Гоголь, написав повесть «Ночь перед Рождеством». Траектория полета кузнеца Вакулы на чёрте от Диканьки до Петербурга охватывает земли, подарившие миру выдающихся художников малороссийского происхождения. Сочные краски их полотен, щедрость пейзажей, упоительная гармония, которой так не хватает в реальном мире, завораживают и создают атмосферу праздника. Пожалуй, никогда картины гениальных земляков не объединяло одно экспозиционное пространство. Это рождественское чудо случилось в Фойе Сергея Зимина театра «Геликон-опера». Мистика, но есть ощущение, что все эти художники и сами незримо присутствуют рядом со своими шедеврами. Левицкий, Боровиковский, Кадунов, Орловский, Васильковский, Платонов, Бодаревский, Зарубин, Светославский, Сергеев, Трохименко – они воспели красоту родной земли и быт её колоритных жителей. Малороссией были очарованы и русские художники: Тропинин, братья Маковские, Виноградов, Трутовский.
Особый романтизм свойственен портретам князей Кочубеев – представителей дворянского рода, который на протяжении нескольких веков владел селом Диканька.
Образ Петербурга, куда Вакула отправился за черевичками, на выставке представлен парадными императорскими портретами – от портрета Екатерины II, которая является персонажем повести «Ночь перед Рождеством», до Николая I, чью эпоху Н.В. Гоголь обличил в своих бессмертных произведениях, иронизируя над государственным укладом и чиновниками. Портреты августейших особ написаны придворными мастерами Г. Бухгольцем, Д.Г. Левицким, В.Л. Боровиковским и В.А. Голике. Среди представителей высшего света выделяется фигура статс-дамы Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой, которая на протяжении 65 лет была хозяйкой Никитского дома – здания, в котором сейчас находится театр «Геликон-опера». Как тут не вспомнить латинское изречение, которым Чайковский сопроводил партитуру «Черевичек», отправляя её на конкурс: «Ars longa, vita brevis» - «Искусство вечно, жизнь коротка».
Благодаря коллекционеру Назиму Мустафаеву жемчужиной выставки станут и сами «черевички» – женские туфли, модели от XIX века и до современности.
«Геликон-опера» выражает благодарность всем коллекционерам, которые предоставили бесценные сокровища из своих собраний – Сергею и Татьяне Подстаницким, Виктору Горбику, Василию Литвякову, Алексею и Елене Васютинским, Татьяне Удрас, а также антикварным салонам «На Патриарших» и «Элит-Антик». В организации выставки театру оказали помощь Евгений Лукьянов, Татьяна Гармаш и Ольга Понкратова.
Выставка продлится с 13 января по 25 февраля 2024 года в Фойе Сергея Зимина.
Куратор выставки – Владислав Ступак, продюсер – Эдуард Мусаханянц.