Алексей Исаев: «Моя жизнь – путешествие, в котором я славлю свой любимый Дом - «Геликон»
АЛЕКСЕЙ ИСАЕВ: «МОЯ ЖИЗНЬ – ПУТЕШЕСТВИЕ, В КОТОРОМ Я СЛАВЛЮ СВОЙ ЛЮБИМЫЙ ДОМ - «ГЕЛИКОН»
Ноябрьская серия «Паяцев» Леонкавалло в «Геликоне» ознаменовалась блистательными дебютами, причем Алексей Исаев, который на премьере спектакля в 2016 году исполнил роль Сильвио, в этот раз воплотился в Тонио, и образ этот восхитил зрителей невероятной харизмой и выразительностью. Алексей специально прилетел из Европы, чтобы выступить на сцене родного театра, и после спектакля ответил на наши вопросы.
- Алексей, вы вошли в когорту геликоновцев, которые сделали успешную международную карьеру. Повлияло ли это каким-то образом на вашу связь с «Геликоном»?
- Я бы сказал, что повлияло в хорошем плане – моя связь с «Геликоном» только усилилась. Это как в отношениях на расстоянии – ты еще сильнее любишь и еще больше скучаешь. Так получилось, что в последнее время я здесь появлялся не так часто, и я очень скучал по театру. Всегда и везде я буду говорить, что «Геликон» - это мой дом, к которому я привык, прикипел, и это не просто громкие слова. Это – правда, ведь «Геликон» открыл для меня новые сцены и возможности. Именно здесь я научился тому, что с успехом использую по всему миру: многие отмечают, что актерское мастерство – моя сильная черта. Не представляю, где еще, кроме как в «Геликоне», я мог бы этому научиться.
- Вы выступали на самых разных оперных площадках Европы. Какие у вас сложились впечатления о них?
- Первое – огромные сцены. Там начинаешь мыслить более масштабно, и твой голос становится масштабнее. Ты учишься петь более резонаторно, более зычно, что ли. Второе, конечно – я получил бесценный опыт в работе с большими мастерами по музыкальной части. Я считаю, что мне повезло – я работал с выдающимися современными дирижерами Антонио Паппано и Марком Элдером. Наверно, я счастливый человек, потому что не каждый имеет возможность работать с такими мастерами, особенно с Паппано. Он по-новому открыл для меня музыку Верди и в целом перевернул мое музыкальное мышление. Я благодарен Богу, что у меня есть возможность работать с такими мастерами.
- За последние два года ваш репертуар значительно расширился. Какие из этих ролей стали особенными для вас? А с какими труднее всего было справиться?
- Каких-то особенных трудностей я не испытывал. Сложно было справиться с «Фиделио» Бетховена в Опере Дижон – там я впервые пел на немецком языке. Этот шаг я предпринял в преддверии «Летучего голландца» Вагнера – готовлюсь петь немецкий репертуар, поэтому решил начать с небольших шагов. Правда, все равно мне это далось очень непросто – до «Фиделио» у меня не было опыта разговора на немецком, а диалоги в этой опере абсолютно разговорные. Опыт я получил колоссальный, но контракт этот дался мне с трудом. А судьбоносная роль – Водник в «Русалке» Дворжака.
Вспоминаю случай, когда я был в Праге на Вышеградском кладбище, где похоронены многие композиторы, в том числе и Дворжак. Я подошел к его могиле и задумчиво обратился: «Что мне у вас просить? Вы же для меня толком-то ничего не написали. Я вас очень уважаю, у вас прекрасная музыка, но что я могу у вас петь?». И вот я пою Водника! В принципе, роль эта скорее басовая, я сам не верил в успех, но на этом настоял Кристоф Кристи (Christophe Ghristi) – кастинг-директор Театра Капитолия Тулузы. Он был уверен, что я прекрасно спою эту роль, потому что слышал моего Демона в Бордо. Я попробовал, спел, и это открыло мне окно в Ковент-Гарден. Так случилось, что в Ковент-Гардене заболел артист, поющий Водника, срочно нужна была замена, и тут – слава Богу, что Французское национальное радио записало тот спектакль в Тулузе – мой агент отправил запись в Ковент-Гарден. На следующий день меня пригласили петь Водника, и я участвовал в премьере «Русалки»! Кстати, была сделана запись, этот спектакль покажут по всей Англии в кинотеатрах, как наш фильм-оперу «Пиковая дама». Уверен, что это будет роскошный фильм! Я пел в составе с потрясающей Асмик Григорян – обожаю ее (улыбается). Но все-таки моей любимой постановкой «Русалки» стал тот первый спектакль в Тулузе – он фантастический! Постановку готовил Стефано Пода, мы пели прямо в воде, это было необычно и невероятно красиво. Стефано – хороший, крепкий режиссер. Наверно, впервые за долгое время после нашего Бертмана я встретил такую значимую фигуру среди режиссеров. Понимаете, Дмитрий Александрович задает такой уровень, что потом становится очень тяжело где-либо воспринимать другого режиссера… Он учит нас так, что мы разбираем материал по-другому, мы видим больше, чем нам говорят. Стефано Пода – достойный режиссер, мне очень понравилось с ним работать.
- Какие у вас планы на будущее? В каких оперных домах поете?
- Мои планы – выжить (смеется). Я не привык жаловаться – не люблю ныть, но так получается, что в последнее время я без остановки что-то учу. Это хорошо, и я очень этому рад, но присутствует некий момент выгорания, потому что совершенно не остается времени на личную жизнь, вообще в целом – на жизнь. Пока ты поешь одно, параллельно учишь другое, потом поешь это выученное «другое» и уже учишь следующее. Конечно, ты нервничаешь, боишься не успеть, а сроки постоянно поджимают. Это забирает много сил и энергии. Например, основную часть роли Тонио в «Паяцах» я доучивал в самолете. Одно дело – петь по нотам, другое – «вбить» это все в голову, чтобы петь наизусть…Так что мои планы – учить. Да и вообще, я строю планы от контракта к контракту. Есть у меня следующий контракт – я его готовлю и, доживая до него, думаю о следующем. В следующем сезоне у меня пока запланировано шесть дебютов: в Тулузе – «Женщина без тени» Рихарда Штрауса, в Гамбурге – «Трубадур», в Дрездене – «Отелло», дальше в Ковент-Гардене «Андре Шенье» и «Тоска». А еще «Летучий голландец» в Тулузе в 2025 году. В сентябре я дебютировал в «Силе судьбы» в Ковент-Гардене, только что – в «Фиделио» и в «Паяцах» (Тонио).
- Когда теперь в «Геликоне» порадуете своих поклонников?
- Я очень хочу петь на сцене родного театра, но пока до октября, скорее всего, не получится. Домой, конечно, страшно тянет. «Геликон» - это место, где я всегда могу радовать публику. Мне дорог этот театр, и я счастлив, что нужен ему, а он – мне.
Беседовала Ирина Шымчак
"Русалка" А. Дворжака, постановка в Театре Капитолия Тулузы, роль Водника
"Фиделио" Л.В. Бетховена в Дижонской опере, роль Дона Пезарро
Фильм-опера "Пиковая дама" на музыку П.И. Чайковского, "Геликон-опера", роль Томского
"Паяцы" Р. Леонкавалло, "Геликон-опера", роль Тонио