МК - День рождения в «Геликоне»: театральный кот собрал русские оперные сказки
День рождения в «Геликоне»: театральный кот собрал русские оперные сказки
Мэр Москвы Собянин: «Здесь живет искусство самой высокой пробы»
32 года — это много или мало? Об этом в «Геликоне» не думают, а просто берут и празднуют, по-своему. Дату 30+2 отметили в минувшее воскресенье по-геликоновски — со смехом, размахом и сюрпризами. Свой 32-й день рождения театр встретил сказкой.
Жил-был кот… ученый? Нет, геликоновский. В этом московском театре к котам отношение особенное, любовное, что, впрочем, объясняется легко — основатель театра и его художественный руководитель Дмитрий Бертман котов обожает и считает их существами мифическими и неземными. Впрочем, кот Гелик — персонаж реальный, живет у худрука в квартире с того момента, как забрел однажды осенью в «Геликон», и вполне доволен жизнью, ведь он уже стал не только героем детской книжки для маленьких зрителей, но и главным персонажем гала-концерта «30 лет и два года», которым геликоновцы отпраздновали свой 32-й день рождения.
32 года — классный возраст, считает Дмитрий Бертман, основавший «Геликон» в 23 года, когда окончил ГИТИС как режиссер музыкального театра. Многие тогда считали, что это отчаянная авантюра, но, как известно, все самое лучшее начинается как раз с авантюр. К своим 32-м «ребенок» вырос, обзавелся прекрасным домом, талантливой труппой, уникальными спектаклями и репутацией оперных первооткрывателей — именно в «Геликоне» впервые в России были поставлены оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса», Фрэнсиса Пуленка «Диалоги кармелиток», Альбана Берга «Лулу» или наших современников — Джея Риза («Распутин»), Алексей Сергунина («Доктор Гааз») и Гиля Шохата («Альфа & Омега», и, между прочим, она впервые в России прозвучала на иврите). Именно «Геликон» ввел традицию исполнять оперы только на языке оригинала.
И все-таки главное достижение «Геликона» — это его труппа, насчитывающая более 500 человек. Почти все они в этот праздничный вечер были на сцене, ведь если праздновать, то с геликоновским размахом. Сюжет концерта — сказочный, благо сокровищница русских опер неисчерпаема. Главным «донором» сюжетов стал Николай Андреевич Римский-Корсаков, к нему присоединились Прокофьев, Рубинштейн и Чайковский. Вдохновитель торжества, кот Гелик, весело приветствовал зрителей с картинки на баннере, а его прообраз, Кот на дубе в Лукоморье в исполнении студента ГИТИСа Карлена Кардашьяна, с кошачьей грацией шалил в каждом номере концерта.
Режиссер Илья Ильин собрал в программе самых разных героев из сказочных опер, но осовременил их на геликоновский лад: Кащей (Сергей Абабкин) азартно пилил Царевну (Лидия Светозарова), Царица-водяница из «Садко» (Ксения Лисанская) летала под потолком, Золотой петушок (Майя Барковская) вытанцовывал па как один из маленьких лебедей, а робокопы в золотых скафандрах превратились в русских богатырей… Добрым Сказочником «за кадром», ведущим все действие, стал народный артист России Евгений Князев. Современная сказка развеселила всех — артисты веселились на сцене, а зрители, среди которых были Лев Лещенко, Гедиминас Таранда, Светлана Сорокина, Егор Дружинин, Екатерина и Александр Стриженовы, с детским азартом радовались знакомым героям сказок.
А еще в фойе бывшей оперы Зимина зрителей ждал необыкновенной красоты сюрприз — здесь открылась выставка «Эрте. Русский гений ар-деко». Чтобы у зрителей уж совсем дух сперло, в зале «Тихонов» геликоновцы разместили работы Марка Шагала.
«Здесь живет искусство самой высокой пробы, которое дарит людям радость, добро и любовь», — уверен мэр Москвы Сергей Собянин, который прислал театру поздравление и пожелал вдохновения, творчества, сердечного тепла и крепкого здоровья. А председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин и вовсе признался в любви к Дмитрию Бертману и его детищу: «Ты и родитель, ты и строитель, и режиссер. Всех собрал и всех ведешь!»
— «Геликон» — это место, где мы все вместе и где нам хорошо и безопасно. Где мы любим, творим и спасаемся. Куда нам хочется стремиться! — подвел итог сказочной юбилейной истории Дмитрий Бертман. Лучше не скажешь.
Автор Марина Райкина
Источник Московский Комсомолец