Арт Московия: "Оперное шоу от Арлекина"
Итальянец Ферруччо Бузони вошел в историю, прежде всего, как выдающийся пианист-виртуоз рубежа XIX и XX веков. И, несмотря на то что он оставил значительное композиторское и литературное наследие, музыка Бузони-композитора не получила широкой известности. Его творчество было знаковым для своей эпохи, отмеченной открытиями во всех сферах жизни и искусства. И главной его целью композитор видел «обновление и оживление» музыки, свободной от всевозможных штампов. Среди сочинений Бузони, написанных преимущественно для фортепиано, имеются три оперы, представляющие своеобразный манифест его творчества.
Одноактная опера «Арлекин, или Окна», как и опера «Турандот», написана в период изгнания композитора, в Швейцарии, где он оказался по причине нежелания выступать в странах, принимавших участие в Первой мировой войне. Обе оперы, созданные в итальянском духе, но с либретто на немецком языке, были показаны впервые в один вечер 11 мая 1917 года в Цюрихе под управлением самого автора, но с тех пор они не пользуются большой популярностью у постановщиков. Тем ценнее, что теперь на одной из московских сцен впервые появилась эта музыкальная редкость.
Оперу «Арлекин» Бузони назвал «манифестом нового дель арте», реализовав свою идею свободного искусства в оригинальной версии старинной итальянской комедии масок со свойственной ей атмосферой непринужденного веселья. Его Арлекин – герой-любовник и эксцентрик, увлеченный чужой женой и провоцирующий всех вокруг, включая собственную супругу и ее кавалера, на поступки, удовлетворяющие его личные цели. В хитро сплетенном любовном либретто композитор поручает ему разговорную роль, потому что он является главным интриганом, направляющим сюжет этой фееричной буффонады. В роли приглашенного драматического артиста Романа Аптекаря, пластичного и харизматичного, Арлекин – обаятельный задира и импровизатор, ведущий весь спектакль по собственному сценарию. Режиссер спектакля Илья Ильин в нем видит недвусмысленные параллели с «героями» популярных современных телешоу, и не случайно придумывает собственный финал – в нем изобретательная декорация художников Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой, представляющая условное закулисье театра, разворачивается к зрителю обратной стороной – разноцветной галогеновой сценой телевизионного ток-шоу. А герои либретто оказываются участниками ток-шоу «Арлекин», в котором с новым накалом продолжаются интриги…
Композитор создал камерное, но пестро-эклектичное музыкальное полотно, сплавив в нем элементы разных стилей, цитаты и аллюзии на музыку Моцарта, Штрауса и даже Прокофьева, мастерски подмеченные в исполнении артистов сцены и оркестра под управлением молодого дирижера Филиппа Селиванова. Ткань оперы изобилует оригинальными оркестровыми трюками, гротескными маршами, внезапными переходами. С помощью масок-шаржей Бузони иронизирует над оперными штампами разных лет, от Россини до Вагнера, заставляя своих персонажей изображать «настоящие» оперные страсти. Режиссер следует за его идеей, усиливая ее сценически эффектными внешними контрастами героев и смешными мизансценами комедии положений.
Нужно отметить и работу Дениса Енюкова, оформившего оригинальное световое решение спектакля, и хореографов Данилы Ситникова и Евгения Юшкова, включивших в пластическое поле постановки оригинальные приемы, в которых представлен удивительный синтез классического балета с фокинскими находками, брейк-данса с акробатикой.
И, конечно, это Арлекин-шоу не могло бы состояться без мастерства креативных и универсальных артистов-геликоновцев – Петра Морозова (Матте), Марины Карпеченко (Коломбина), Дмитрия Пономарева (Леандро), Константина Бржинского (Аббат Коспикуо) и др. По всему видно, увлекшись сюжетом, они показали не только свое мастерство пения и актерской игры, но и искусство импровизации.
«Арлекин», появившийся в Москве вопреки угнетающим внешним обстоятельствам и способный поднять настроение зрителю в разгар пандемии, станет безусловным украшением репертуарного списка Геликон-оперы.
Автор: Евгения Артёмова
Источник: Арт Московия