Press-conference in Russian Architects Union
16.12.2010
Пресс-конференция в Союзе архитекторов
14 декабря в Союзе архитекторов России состоялась пресс-конференция президента Союза архитекторов России, руководителя «Моспроекта-4» Андрея Бокова и художественного руководителя Московского музыкального театра «Геликон-Опера» Дмитрия Бертмана, посвященная проекту реставрации с приспособлением здания театра на Большой Никитской, бывшем особняке Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Работы по реставрации особняка и строительству новой сцены театра в его внутреннем дворе, задуманные еще 12 лет назад и уже наполовину выполненные, были остановлены в октябре этого года под давлением группы «общественников», выступающих за сохранение исторического наследия Москвы. Поводом для пресс-конференции послужила появившаяся в прессе критика проекта реставрации театра, выполненного «Моспроектом-4» под руководством Андрея Бокова. Для театра же строительство новой сцены во дворе особняка Шаховских-Глебовых-Стрешневых является вопросом жизни и смерти. В настоящее время «Геликон» играет спектакли в неприспособленном для этого помещении бывшего конференц-зала на Новом Арбате.
Слева направо: вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов, президент САР Андрей Боков, Марина Новикова, художественный руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман
Андрей Боков отметил: «У меня сложилось впечатление, что критики проекта реставрации театра «Геликон-Опера» плохо представляют себе ценность этого проекта. Они предлагают разделить старую и новую сцену театра. Это невозможно. Надо понимать, что городское пространство состоит не только из памятников. В мире давно поняли, что пространство и люди представляют собой единство. Оно и составляет подлинную жизнь памятников. Хирургия, в данном случае, губительна. Опыт перемещения культурных учреждений (например, МХАТа, Дома музыки, Опера Бастий в Париже) везде оканчивался неудачно.
Мы («Моспроект-4») прошли огромный путь в понимании того, что же является памятником и какую ценность представляет жизнь памятника. Нам нужно было найти компромиссное решение -сохранить культурную ценность объекта и создать «Геликону» сцену, сообразную его статусу и современным требованиям. Этот тип подхода к памятнику, который мы использовали, является самым распространенным в мире. И любой эксперт, к которому вы могли бы обратиться, наш ли, европейский, скажет вам, что это пример современного, тактичного, деликатного, остроумного сохранения памятника».
По проекту двор предстоит углубить на 6 метров и накрыть крышей, дворовые постройки должны стать внутренними стенами зала, бывшее крыльцо превратится в ложу для почетных гостей, а сохраненная надвратная башня водрузится над порталом сцены.
«Мы разобрали столько, сколько было разрешено по закону. И, если мы нарушили закон, обращайтесь в суд. Только не судите нас самосудом»,- обратился А. Боков к присутствовавшим в зале активистам «Архнадзора» - «Я ничего не теряю – я много построил за свою жизнь, а вот театр мы можем потерять. С музееями и театрами легко и приятно бороться, а победа в этой войне обеспечивает очень большое количество привилегий и бонусов».
Дмитрий Бертман: «Двадцать лет театр спасал это здание. Именно театр в этом году инициировал процедуру оформления особняка по Большой Никитской 19, строение 1 вновь выявленным памятником. До сих пор наше здание в реестр памятников объектов культурного наследия не входило. Все действия по осуществлению проекта реставрации основного здания (особняка) и приспособлению двора - абсолютно законны».
По просьбе Дмитрия Бертмана реставратор, исследователь усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых Наталья Датиева подробно ознакомила присутствовавших с историей этого здания.
Под конец пресс-конференция превратилась в ожесточенную перебранку между журналистами сторонниками «Геликона», которые были в большинстве, и «Архнадзором». Судя по всему, противники друг друга не убедили.
Андрей Боков отвечает на вопросы журналистов
Наталья Датиева рассказывает историю здания | |
Фото Светланы Городовой