Российская газета - В Барселоне впервые прозвучал русский "Демон"
В Барселоне триумфально прошла премьера "Демона" Антона Рубинштейна - оперы, никогда не шедшей в Испании и малоизвестной в мире.
Фото: A. Bofill/Gran Teatre del Liceu
Это совместная постановка театра Лисеу, оперных театров Нюрнберга, Бордо и московского "Геликона". В "Геликоне" и возникла эта идея вернуть шедевр в круг репертуарных и любимых. Пробой пера была осуществленная Дмитрием Бертманом semi-stage версия в Зале Чайковского с Дмитрием Хворостовским в заглавной партии. Предполагалось, что затем возникнет полноформатная театральная постановка - Хворостовский всю жизнь мечтал об этой партии. Спектакль теперь состоялся, но уже без великого баритона, и в Барселоне, где заинтересовались проектом.
Как всегда у Дмитрия Бертмана, фабула транспонирована в зону метафор и символов, обобщенной схватки добра и зла. Действо стало космическим: мощная, занимающая всю сцену сценическая конструкция образует подобие туннеля, соединяющего миры. Помещенное внутрь туннеля действие оставляет жутковатое ощущение клаустрофобии и бесконечности одновременно: все мы со своими надеждами и вожделениями - лишь мошки, прилепившиеся к одному из камней Вселенной. В конце туннеля завис гигантский шар - он предстает то всевидящим оком, живым и пульсирующим, то планетой с летящими над ней облаками, то витражом неведомого собора, то поминальником имен ушедших. Среди них никому здесь не внятное, но душе необходимое имя Эльдара, Эльдарчика, великого художника России и большого друга "Геликона".
Земной шар появлялся в "Демоне", который Бертман ставил в Зале Чайковского с Хворостовским и почти тем же составом исполнителей. Теперь, в Барселоне, действие вовлечено в поток летучих ассоциаций, часто не имеющих отношения к истории любви Сатаны к грузинской красавице, но вкупе составляющих трагическую историю человечества. А главный мотив - смешение добра и зла, их амбивалентность и потому обреченность всего сущего. Тема неизбежности ухода подчеркнута хореографическим лейтмотивом - явлением зловещих красно-черных существ, неких киноцефалов, анубисов с головами шакалов, которые, согласно мифу, провожали людей в царство мертвых (хореограф Эдвальд Смирнов).
Противостояние Демона и Ангела мнимо - это просто ангелы черный и белый. Белый читает тусклые нотации черному, но тенью повторяет его жесты (партия, написанная для меццо, передана украинскому контратенору Юрию Миненко). Даже беззлобная Няня превратилась в неумолимую надзирательницу в черном костюме с тростью - абсолютное исчадие ада (короткая, но незабываемая роль Ларисы Костюк). И вынянченная ею Тамара - совсем не та буколическая девочка, невинно резвящаяся с подружками. В эмоциональном исполнении Асмик Григорян это наивность, замершая в жарком ожидании соблазна, и постигшее девушку горе - смерть жениха - лишь пауза в роковом путешествии. Любовное счастье, к которому ее зовет Демон, будет смертельным. Бурлящие страсти человечества по сути гибельны, а надзирающий за ними Бог не имеет сердца, он только высший судия, и он ждет. Богоборческий пафос лермонтовской поэмы, мрачное, обреченное бунтарство вышли на первый план романтической по духу оперы.
Музыкальная сторона вечера в Лисеу была безупречна. Исполнение партии Демона латвийским басом-баритоном Эгилсом Силиньшем - приношение не только великой опере, но и великому предшественнику по роли Дмитрию Хворостовскому. Никакого отношения к врубелевскому печальному атлету. Уставший от жизни, отрешенный от всего сущего пожилой трагик в седовласом парике и смокинге с ангельским оперением; даже признания в любви он проводит как бы на авансцене, не обращая внимания на страстно любимую. Вся эта игра в Демоны-Ангелы вводит в спектакль еще одну ассоциацию - с шекспировским образом мира-театра, людей-актеров. Счастье, которое они обещают друг другу, эфемерно.
ромовым успехом пользовались обладатель звучного, красивого баса Александр Цымбалюк (Гудал) и тенор Игорь Морозов в партии Синодала. Громоздкая четырехчасовая партитура сокращена до 2,5 часов - стала концентрированней, динамичней, ушли длинноты и провисы, и слушая ее теперь в исполнении невероятного оркестра Лисеу под руководством петербуржца Михаила Татарникова, изумляешься неземной красоте и силе этой музыки, оригинальности оркестровок, драматизму хоров и ансамблей - словно заново ее открываешь.
В Барселоне "Демон" пройдет семь раз, затем продолжит путь в Бордо, в Нюрнберг и в 2020 году найдет постоянное пристанище в московском "Геликоне".
https://rg.ru/2018/04/29/v-barselone-vpervye-prozvuchal-russkij-demon.html