Московский комсомолец. Премьера в «Геликон-опере» «Пиковой дамы» вызвала споры и провокации
Владимир Федосеев поставил знаменитую оперу в России.
В «Геликон-опере» прошел премьерный блок «Пиковой дамы». Это существенно переработанный ривайвл давней версии театра начала 90-х, из которой режиссер Дмитрий Бертман, как из семечка, вырастил новое масштабное полотно. Важнейший аспект спектакля — участие в нем выдающегося русского дирижера Владимира Ивановича Федосеева, для которого геликоновская «Пиковая дама» стала второй в России работой в качестве дирижера-постановщика. Режиссерскую концепцию Дмитрия Бертмана, пожалуй, можно назвать одной из самых спорных за последнее время и уж точно одной из самых провокационных. Не зря вся неделя премьерных показов прошла при переаншлаге: величайшая русская опера в «Геликоне» прозвучала ярко и нетривиально.
85-летний юбилей отмечает в эти дни маэстро Федосеев. То, что «Пиковая дама» в «Геликоне» стала всего лишь второй его постановкой на родине (первой была «Турандот» в том же «Геликоне»), — одновременно наша радость и наш позор. Весь мир многие годы рукоплескал дирижерским работам Владимира Ивановича, и только Россия недоверчиво наблюдала из-за неведомых шор за тем, как русский дирижер мастерски ставит на Западе оперы. Наконец-то маэстро смог поделиться с соотечественниками своей интерпретацией любимой партитуры любимого композитора, которую он неоднократно ставил в Европе.
Оркестр на сцене — не для того, чтобы подчеркнуть роль дирижера, хотя эта мысль напрашивается. Это часть интереснейшего решения, в котором все, что происходит на сцене — происходит в сознании автора. И автор этот — не Бертман, не Федосеев, не Пушкин (Бертман абсолютно не «пушкинизирует» «Пиковую даму»), а Чайковский, который все свои произведения создавал на основе своего личного опыта, переводя в музыкальную трагедию полную страданий и рефлексий собственную жизнь. Отсюда — некоторая статичность, крупные планы, постоянное присутствие на сцене всех персонажей, сфокусированность на карточном столе, где сосредоточены все мизансцены, однородность костюмов (художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный), условность и даже эклектичность привязки к эпохе, фрагментарность визуальных образов Петербурга — элемент решетки, моста, скульптуры, совершенно инфернально звучащий детский хор в сцене с призраком (так написано у Чайковского!)… Ничего реалистичного или бытового. Сплошной сюр — игра воображения. И это было бы очень сильно и убедительно и очень нетипично для Бертмана, если бы режиссер не интегрировал в этот солиптический мир приемы, которые как раз очень характерны для его режиссуры: мотивированность, подробность, психологическую обусловленность. Вот горничная Маша (Марина Калинина) следит за Лизой по поручению Графини. Вот Графиня на балу платит гостям за восторги в адрес Лизы, исполнившей роль Миловзора в Пасторали. Вот Лиза приносит на последнее свидание с Германом баул со своими драгоценностями — и именно их использует как ставку в игорном доме Герман (а ведь действительно — откуда у этого бедняка сорок тысяч?!). Вот Чекалинский (Вадим Летунов) плачет, иллюстрируя неудачника, после проигрыша Герману. Два приема соединились и вступили в противоречие. Отсюда — спорность.
Ну а провокация… Дмитрий Бертман и его режиссура не укладываются в рамки привычных характеристик, ярлыков и штампов. Для традиционалистов, жаждущих видеть, а лучше только слышать оперу в ее застывшем музейном варианте, а еще лучше — в концертном исполнении (так, кстати, предпочитал Мстислав Ростропович, несмотря на свой революционный характер), Бертман слишком «режиссер». Для «свободных радикалов», требующих «приращения смыслов» и делающих сегодня погоду в идеологии музыкального театра, он слишком консервативен — считается с текстом, сюжетом, не искажает авторских смыслов и — что уже совсем «возмутительно» — знает ноты и уважительно относится к партитуре. А потому его «Пиковая дама» — это провокация для всех «лагерей и партий». Но на то он и Дмитрий Бертман, создавший свой оперный театр, не похожий на другие.
Екатерина Кретова.
http://www.mk.ru/culture/2017/12/17/premera-v-gelikonopere-pikovoy-damy-vyzvala-spory-i-provokacii.html