Московский Комсомолец. «Геликон» без границ и санкций
Дмитрий Бертман — на сборе труппы: «Для оперного театра все цветы должны цвести!»
Самый живой оперный театр Москвы в понедельник созвал артистов на сбор труппы, а уже 31-го «Геликон» откроет новый сезон нашумевшим «Трубадуром». Пошел третий год, как соратники Дмитрия Бертмана не нарадуются вновь обретенному зданию на Никитской и его сценическим возможностям, а потому атмосфера здесь — и это визитная карточка «Геликон-оперы» — самая радушная, домашняя, располагающая к новым подвигам (читай: премьерам, фестивалям, гастролям), которых будет немало, о чем г-н Бертман и поведал «МК».
— Дмитрий, всегда интересно услышать от режиссера, каковы новые тренды, веяния, которым нужно или не нужно следовать. А то, знаете, как классические музыканты часто сетуют на одни и те же имена композиторов на афишах, такая вечная зависимость от массового вкуса...
— В любом европейском театре постановки на абсолютно новом материале являются лишь небольшим процентом от всего репертуара, но каждый театр все равно обязан ставить новые произведения, для того чтобы эти новые в дальнейшем становились классикой. Мое мнение тут простое: для оперного театра все цветы должны цвести, главное, чтобы они были настоящими, а не искусственными. Чтобы они пахли, вызывали чувство восторга и наслаждения. Среди новых проектов прежних сезонов могу упомянуть и «Доктора Гааза», и прошлогоднего «Чаадского» в постановке Кирилла Серебренникова (спектакль пойдет теперь в апреле). Тут все зависит от блестяще подобранной команды, от химической реакции. А так для нас это уже третий год в историческом здании, и естественно, что те спектакли, которые безумно для нас важны, будут возобновлены в репертуаре. Но, переходя на большую сцену, эти спектакли сильно меняются, их можно уверенно называть премьерами.
— И что вы поставите/перенесете в этом сезоне?
— Во-первых, появится новая сценическая версия «Пиковой дамы» (спектакль, без которого не может существовать ни один оперный театр, ведь это вершина оперного искусства в мире); спектаклем продирижирует Владимир Иванович Федосеев. И во-вторых, это «Мазепа» Петра Ильича Чайковского — название, которое идет только в нашем театре. Некоторое время ее не было у нас на афишах, и вот возобновляем; плюс дадим премьеру первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» (опять же в Москве ни на одной сцене она не идет, хотя все ее знают очень хорошо, арии из «Алеко» стали такими же шлягерами, как арии из «Кармен»).
Также, продолжая путешествие по веку двадцатому, поставим оперу Пуленка «Человеческий голос» (в ее основу легла пьеса Жана Кокто, премьера состоялась в 1959-м). Но что удивительно (а это же моноопера), у нас в ней участвует Тамара Гвердцители. Когда-то, на заре создания «Геликона», у нас эта опера шла. Вообще она довольно известна, партию в «Голосе» пели — исторически — ведущие оперные певицы, скажем, Галина Вишневская; у нас раньше пела Наталия Загоринская. А теперь мы отважились на такой эксперимент, поскольку Тамару Гвердцители больше знают по эстрадной деятельности, а она споет оперу Пуленка! А ей все под силу — замечательная актриса, талантливейший человек и музыкант.
— Наверняка что-то интересное представите для детей к Новому году?
— Конечно, дадим премьеру детского мюзикла «Сон в зимнюю ночь». Как не порадовать детишек? Также чуть не забыл сказать о совместной постановке с театром Дойче опера на Рейне «Золотого петушка» Римского-Корсакова (эту работу я буду делать с Владимиром Федосеевым). Еще в нашем зале княгини Шаховской состоится премьера оперы американского композитора Минотти «Телефон», а также оперы Перголези «Служанка-госпожа»...
— Знаю, что 14 октября вы отпразднуете юбилей теперь уже вашего музыкального руководителя — Владимира Ивановича Федосеева.
— Да, к его 85-летию мы планируем масштабный праздничный концерт с участием как нашего оркестра, так и БСО им. Чайковского (сам день рождения Федосеева прошел 5 августа, не в сезон. — Я.С.). Также мы посвятим отдельный вечер памяти друга «Геликона» Эльдара Рязанова (ему в ноябре исполнилось бы 90): этот вечер-киноконцерт мы назовем «Незабытая мелодия», потому что известный его фильм «Забытая мелодия для флейты» снимался в нашем здании. И каждый зритель может обнаружить наши прежние интерьеры в этом фильме. Ну и не стоит забывать о концерте, который мы посвятим 100-летию Зары Долухановой. Это все помимо всяких девичников-мальчишников, опен-эйров.
— Где предполагаются гастроли?
— Во-первых, в Эстонию повезем спектакль «Доктор Гааз» Сергунина на либретто Улицкой. Еще будет совместный проект с Монреалем — едем в Канаду... Вы спросили о трендах, о самых важных вещах. Так вот, «Трубадуром» мы открываем сейчас сезон, и за пультом будет стоять испанский дирижер Оливер Диаз, на «Распутина» приезжает австралийский дирижер Александр Бригер — сегодня сверхважно, чтобы к нам ехали иностранные исполнители, чтобы культура была антисанкционным мостом, чтобы культура была и оставалась одним большим государством без границ и вне территорий.
— Большинство спектаклей уже адаптировано под ваши новые пространства?
— Практически да, и кроме спектаклей за минувшие два года с момента переселения мы провели огромное количество конкурсов, фестивалей — театр работает с 200-процентной мощностью. «Геликон» аккумулирует огромное количество талантливых людей — потрясающих, сердечных, которые хотят отдавать свое творчество, а зрители его с удовольствием принимают. Так что наш театр — это театр красивых людей, работающих на любви. Не на протесте, а на любви, подчеркиваю.
Ян Смирницкий.
http://www.mk.ru/culture/2017/08/28/gelikon-bez-granic-i-sankciy.html