«Музыкальный клондайк». Ирина Шымчак. Открывая знакомые ноты

Дмитрий Бертман мыслит широко, глядит далеко, и со стратегией у «Геликона» всё в порядке, а новая старая суперсовременная и прекрасно оборудованная площадка ещё более расширила возможности для реализации любого замысла. Мы и раньше, в отсутствие сколько-нибудь приемлемых условий для творческой фантазии, наблюдали активные действия труппы под руководством своего замечательного худрука в широчайшем диапазоне от оперного open air до флэшмоба, а после возвращения в родные пенаты эта творческая диверсификация приобрела новое измерение: и балет уже выступал на сцене «Геликона», и первая премьера прошла с использованием динамического видеоряда в качестве декораций. А сколько ещё, нет никаких сомнений, таится планов и задумок! Тем приятнее, что стало возможным и такое событие, которое произошло в театре 19 января.

Событие это не требовало каких-то невиданных технических ухищрений, тем не менее, имело все черты открытия и несло в себе мощнейший просветительский потенциал, следовательно, вызывало огромный интерес публики. На сцене зала «Стравинский» была представлена концертная программа «Неслышанная классика», появившаяся в результате сотрудничества и со-творчества многих и многих лиц: за роялем в этот вечер блистал пианист Андрей Коробейников, его игру обрамлял симфонический оркестр театра «Геликон-опера», а управлял всем действом дирижёр Владимир Понькин. Но списком исполнителей список людей, причастных к тому, чтобы этот концерт состоялся, не ограничивался.

За пару часов до концерта ведущий научный сотрудник музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину Полина Ефимовна Вайдман провела в театре для всех желающих (для участия нужно было зарегистрироваться заранее) интереснейшую лекцию «Настоящий Чайковский», а возможным все эти события сделало то, что Дмитрий Бертман, которого связывают тесные узы дружбы и с Полиной Ефимовной, и с Андреем Коробейниковым, обладает неутолимой жаждой того, что можно назвать расширением культурного пространства и для себя лично, и для публики своего театра, и для всей страны в целом.

Программа концерта «Неслышанная классика» являлась тому неоспоримым доказательством. Первое отделение было отдано Сергею Рахманинову и состояло из Сонаты №2 для фортепиано в изначальной авторской редакции и Концерта №1 для фортепиано с оркестром, также в первой редакции. Во втором отделении нас ждал Концерт для фортепиано с оркестром №1 Петра Ильича Чайковского в окончательной авторской редакции, исполнение не премьерное, но, тем не менее, до сих пор мало кем услышанное. Именно эта вторая авторская версия концерта вошла в новое Полное собрание сочинений Чайковского, подготовкой которого занималась Полина Вайдман, и впервые была исполнена в Клину в день рождения композитора, 7 мая 2014 года, Андреем Коробейниковым и Большим симфоническим оркестром им.П.И.Чайковского под руководством Владимира Ивановича Федосеева.

Андрей Коробейников появился на сцене стремительно. Казалось, рояль влечёт музыканта с неодолимой силой, и музыка зазвучала, не дожидаясь окончания оживления в зале, неизбежного при появлении столь популярного и неоднозначного артиста. Коробейников умеет поражать и знаменит тем, что любое произведение способен сыграть так индивидуально, что видавшие виды знатоки пианизма оказываются в ошеломлении. Поразил Андрей и на этот раз. Соната, и без того обладающая в первой редакции глубочайшим лиризмом, была сыграна им так нежно и бережно, и в какой-то степени даже академично, что оставалось только погрузиться в эти психоделический романтизм и наслаждаться, но остаться равнодушным, конечно, не получалось. 

Это был очень неожиданный Коробейников, не бунтарь и ниспровергатель, и не эпатажный экспериментатор, а тончайший драматичный, очень узнаваемый, но при этом полностью остающийся в рамках авторского замысла великолепный музыкант. Соната отзвучала, на сцене зала «Стравинский» появились оркестранты, а место за дирижёрским пультом занял маэстро Понькин. Приятно было видеть, что Владимир Александрович находится в прекрасной форме и, забегая вперед, можно смело сказать, что его уверенная работа стала одним из краеугольных камней грандиозного успеха, в который превратился этот концерт.

Известно, как тяжело и непросто складывалась судьба молодого Рахманинова. Первый вариант Первого концерта, созданного восемнадцатилетним композитором в 1891 году, был переработан автором спустя четверть века, уже в зрелом возрасте. В наше время принято исполнять именно эту, переработанную версию. Остроты ситуации добавляло и то, что первым исполнителем партии фортепиано в первой редакции был сам автор. Совсем юный Рахманинов, уже обладающий своим узнаваемым лицом, но ещё не до конца освободившийся от внешних влияний, создал удивительное, полное внутреннего напряжения звуковое полотно, и творение это замечательно подходило Андрею Коробейникову. Пианист блестяще справился и с патетикой начала, и с драматическим накалом средней части, и с ликованием финала, а оркестр достойно обрамлял этот полёт Коробейникова сквозь космос Рахманинова. Работа маэстро Понькина была филигранной и то, что мы не услышали разрывов, а получили цельное и потрясающее музыкальное переживание, во многом его заслуга.

А после антракта нас ждал ещё «неслышанный» Чайковский…

Пожалуй, более всего удивляло начало концерта. Вместо привычного всем аккордно-колокольного торжествующего боя прозвучало едва ли не вкрадчивое арпеджио, которое мягко вводило слушателей в мир, созданный Петром Ильичом. Во многом Первый концерт Чайковского оставался узнаваем, но и отличия от наиболее популярной редакции Зилоти тоже были заметны. По словам Полины Ефимовны Вайдман, «Первый концерт в общеизвестном виде — это не та музыка, которую писал Чайковский…Это совсем другая образная сфера. Вместо тяжелых аккордов фортепиано у него все начиналось с арпеджио и звучало как зачин большого рассказа». И эта «другая образная сфера», создаваемая музыкантами пленительно-мягко, сдержанно, даже приглушённо, но при этом контрастно и выразительно в этот январский вечер на сцене одного из лучших залов столицы воспринималась совсем, совсем иначе. Особенно после того, как летом 2015 года на XV Конкурсе им.Чайковского мы бесконечно слушали обязательный Первый концерт в исполнении финалистов, цепко, чуть ли не намертво, въевшийся в сознание…

Андрей Коробейников блистал, оркестр от него не отставал, хотя и не пытался опередить (спасибо ещё раз, Владимир Александрович!), и благодарная публика разразилась настоящей овацией. Впрочем, в «Геликон-опере» по-другому вечер никогда и не завершается.

Подводя итоги, хочется поблагодарить всех тех, благодаря которым и стало возможным знакомство с новыми – возрождёнными – гранями творчества двух русских гениев. Спасибо Полине Ефимовне Вайдман, за её титанический труд по возвращению к нам настоящего Петра Ильича, спасибо Дмитрию Александровичу за подвижничество, широчайший кругозор и неиссякаемую любовь к жизни, спасибо Владимиру Понькину за блестящую работу и Андрею Коробейникову за пианизм выдающегося, смело можно сказать, мирового уровня.

Спасибо и мужественному оркестру «Геликон-оперы», который с честью пережил очень и очень непростые условия на вынужденной площадке «Геликона на Арбате», но теперь имеет всё для развития и совершенствования, которых, как мы надеемся, не придётся долго ждать.

http://muzklondike.ru/events/neslyshannaya_klassika_v_helikon_opere_s_andreyem_korobeynikovym
Ирина Шымчак, фотографии Антона Дубровского и автора

Ticket office +7 495 250-22-22

© 2022 Helikon Opera

Создание сайта - Dillix Media