О Сибири по-итальянски

Прекрасная новость для тех, кто интересуется редкими операми: в «Геликон-опере» после долгого перерыва возобновляется постановка оперы Умберто Джордано «Сибирь». 3, 4 и 5 марта на сцене зала «Стравинский» разыграются веристские страсти. 

Что в современной России известно об этом итальянском композиторе? «Если не смогу писать оперы, стану учителем фехтования», – говорил сам Джордано, творивший оперы в Италии в начале ХХ века. Современник Пуччини, Масканьи, Леонкавалло, ярчайший представитель веризма женился на русской аристократке – Ольге Шпац Вурмс. Благодаря ей он и влюбился в Россию.

Джордано написал одиннадцать опер (что спасло его от работы учителем фехтования), «Сибирь» стала шестой, но – самой любимой у композитора. Меломанам, кстати, более известны его творения «Андре Шенье» и «Федора». «Сибирь» активно ставилась по всему миру до сороковых годов прошлого века, была триумфально принята в Европе и даже породила моду на «русскую тему», но в России не присутствовала до тех пор, пока ее не поставили в Красноярске в 1990 году.

В российской столице постановка «Сибири» впервые была осуществлена в «Геликон-опере» Дмитрием Бертманом. «Квинтэссенция жанра веризма», как назвал ее режиссер, трудна вокально и наполнена страстными (впрочем, разве может обойтись веристская опера без страстей?) ансамблями – в этом ее красота для публики и сложность для исполнителей. В «Геликон-опере» трудностей не боятся, состав солистов позволяет браться за любую оперу (что и подтвердила блестящая серия премьерных показов «Турандот» Пуччини). Но к веризму в театре обращались нечасто: в репертуаре «Геликон-оперы» – «Паяцы» Леонкавалло (за четверть века набралось три режиссерских версии – Дмитрия Бертмана, Константина Балакина и Дмитрия Белянушкина) и «Сибирь» Джордано (в постановке Дмитрия Бертмана). Премьера «Сибири» состоялась в мае 2006 года. Как вспоминает Илья Ильин, директор творческих коллективов театра «Геликон-опера», «постановка создавалась специально под сцену на Арбате». Теперь же спектакль впервые будет показан на суперсовременной сцене зала «Стравинский».

Кстати, увлеченный русской тематикой автор «Сибири» мечтал написать и оперу про Григория Распутина. К сожалению, не успел… Но в репертуаре «Геликона» опера «Распутин» есть. Правда, ее автор – современный американский композитор Джей Риз, и совсем недавно, в феврале, накануне «Сибири», спектакль «Распутин» вернулся в «Геликон» на сцену нового зала «Стравинский». Вот такие интересные совпадения. И еще одно совпадение (они в «Геликоне» встречаются постоянно) – дирижировать оперой «Сибирь» будет итальянец Дамиан Иорио, у которого русская жена. Маэстро Иорио не в первый раз сотрудничает с «Геликон-оперой», и тепло вспоминает свои прошлые работы в театре.

Дирижер Дамиан Иорио: «Сибирь» редко ставится в мире. Тем интереснее это делать – это сконцентрированный веризм. Опера очень эмоциональная! И, как в любой веристской опере, надо делать это осторожно, дозируя эмоции: мы ведь не можем стоять на сцене два часа и постоянно давать full emotion. Если мы все время кричим, нас никто не слышит…. Надо уметь балансировать.

В этой опере – настоящая жизнь, живые человеческие эмоции. Музыка очень интересная – есть очень красивые моменты, есть темные, сложные, агрессивные. И плохие характеры есть, и любовь, и трагедия. Джордано много знал о России, был увлечен русской музыкой. Но все равно «Сибирь» насыщена итальянскими эмоциями – в первую очередь это именно итальянская опера. И она сложная – большие фрагменты идут без перерыва, и с вокальной точки зрения они неимоверно трудны. Особенно для оркестра. Музыка, темпы, краски все время меняются. От всех, кто занят в этом спектакле, требуется большая внимательность в деталях – и на сцене, и в яме. Нужна полная концентрация. Это как мчаться на машине со скоростью 160 километров в час. Веризм – это интенсивность. Но в «Геликоне» все возможно, и для меня счастье работать здесь».

Режиссер переноса спектакля – Галина Тимакова. В нынешнем составе много вводов – за одиннадцать лет в театре выросло целое поколение ярких артистов. Впрочем, роль Василия по-прежнему отдана старожилам, блиставшим в свое время на премьере «Сибири» - это заслуженный артист России Вадим Заплечный и Дмитрий Пономарев. В роли Стефании дебютируют Анна Пегова и Ольга Щеглова. Князя Алексея впервые поют Вадим Летунов и Александр Клевич, Никону – Ольга Спицына.

«Одну из главных ролей – роль Стефании, впервые поет Анна Пегова. Материал сложнейший: веристов вообще трудно петь, - считает Илья Ильин. – Это особый стиль, особая настройка голоса. Думаю, что все будет отлично. Аня – профессионал, который умеет перестраивать голос в зависимости от репертуара. И особенно сложны теноровые партии, а партию Василия можно сравнить с партией Радамеса из «Аиды», или Германа из «Пиковой дамы». При этом много огромных ансамблей, в которых центром является солист.  Как правило, это Стефания или Василий. Ансамбли долго длятся и заканчиваются высоченными кульминационными нотами, при чем под оркестровое тутти на фортиссимо.  Пробить такую плотную фактуру – нелегкая задача для певцов. Но я думаю, что в нашем зале таких проблем не возникнет».
http://www.helikon.ru/ru/performances/

Поделиться
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media