Пресс-конференция в ГЦММК им. М. И. Глинки по поводу премьеры оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина в авторской редакции

29.03.2011


Пресс-конференция в ГЦММК им. М. И. Глинки по поводу премьеры оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина в авторской редакции


28 февраля в зале экспозиций Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки состоялась пресс-конференция, посвящённая премьерному исполнению  оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в авторской редакции, которое пройдет 1 апреля на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки. Музыкальный материал подготовлен научными сотрудниками музея и театром «Геликон-Опера».


До начала пресс-конференции  солисты «Геликон-Оперы» Елены Михайленко (сопрано) и Александр Киселев (бас) впервые в мире исполнили ариозо Ярославны и знаменитую арию  Игоря в авторской редакции А. Бородина.


В пресс-конференции приняли участие: Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-Опера», Михаил Брызгалов, директор Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Владимир Понькин, главный дирижер театра «Геликон-Опера», Анна Булычева,  помощник художественного руководителя театра «Геликон-Опера» по литературной части, Светлана Мартынова, ведущий научный сотрудник музея.


Дмитрий Бертман рассказал, что идея обратиться к рукописям композитора и восстановить редакцию оперы по неопубликованным архивным материалам возникла давно. Первоначально планировалось премьерой авторской редакции оперы А. Бородина «Князь Игорь» открыть новый зал «Геликона» после завершения реставрации здания на Большой Никитской. Пространство внутреннего двора усадьбы в псевдо-русском стиле, превратившись в краснокирпичный интерьер нового зрительного зала, стало бы идеальной декорацией к опере на темы русской истории. Но, пока сроки окончания  реставрации театра немного откладываются, это уникальное произведение впервые прозвучит 1 апреля на сцене Светлановского зала Дома музыки в концертном исполнении в рамках абонемента «Модная опера».


По словам Д. Бертмана, «Князь Игорь» входит в пятёрку самых востребованных в мире русских классических опер в силу того, что в нём «дан образ русской истории, нашей ментальности, наших проблем». Однако с самой премьеры в 1890 году «Князя Игоря» знают лишь в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. После смерти Бородина они завершили и оркестровали неоконченную оперу, создали логичную и, что было немаловажно, приемлемую с точки зрения цензуры версию. Следует помнить, однако, что в этой версии до четверти музыки принадлежит не Бородину. «Авторского» «Князя Игоря» на самом деле никто никогда не слышал. Оригинал, как оказалось, существует и хранился он всё это время  в Музее музыкальной культуры имени Глинки. В рукописях Бородина, собранных П. А. Ламмом, открылось много нового, меняющего ход событий, представляющего новых героев и новые сцены оперы. Был реконструирован оригинальный порядок картин оперы и отдельных номеров, некоторые из которых в авторской версии звучат непривычно – ведь на слуху редакция Римского-Корсакова, существующая уже в течение 120 лет. К слову, по информации Д. Бертмана, интерес к авторской редакции «Князя Игоря» уже проявил знаменитый западный режиссёр Дэвид Паунтни, известный своей страстью к исполнению оперных редкостей.


По словам Михаила Брызгалова, благодаря совместной работе музея и театра по восстановлению авторской редакции  оперы, основная миссия музея – собирать, хранить, исследовать и популяризировать – воплотилась в замечательное  конкретное дело, результаты которого будут представлены 1 апреля на сцене Светлановского зала ММДМ.


Владимир Понькин подчеркнул важность и огромный объём проделанной исследователями работы. Он заявил, что Дмитрий Бертман, как правило, переворачивает его представление не только об опере, но и о музыке.


Исследователь, музыковед, преподаватель Московской консерватории и советник Дмитрия Бертмана Анна Булычева рассказала, что в основе представляемой «Геликон-Оперой» версии лежит редакция П. А. Ламма. Из неё исключены фрагменты, написанные Римским-Корсаковым и Глазуновым (около 1700 тактов). Опера «Князь Игоря» будет представлена так, как она была написана Бородиным от первой до последней ноты.      


Впервые зрители услышат неизвестные прежде музыкальные эпизоды в оркестровке дирижёра «Геликон-Оперы» Константина Чудовского и Анны Булычевой. Появятся новые номера, да и сами герои предстанут несколько иными. Князь Игорь по Бородину – трагическая, но не однозначная фигура, Кончак оказывается его сватом, Галицкий – весьма значительным персонажем, Ярославна – сильной, мудрой и властной женщиной. 


Ведущий научный сотрудник музея музыкальной культуры имени Глинки Светлана Мартынова показала присутствующим автографы  «Князя Игоря», на время извлеченные из фондов, и рассказала о трагической судьбе рукописей композитора.


В завершение пресс-конференции руководство театра «Геликон-Опера» и музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки договорилось о том, чтобы премьерные исполнения музыкальных редкостей, хранящихся в фондах музея, стали традиционными.
      
1 апреля на сцене Светлановского зала ММДМ концертная версия авторской редакции оперы Александра Бородина «Князь Игорь» прозвучит в исполнении солистов театра «Геликон-Опера» Александра Киселёва (Игорь Святославович), Елены Михайленко (Ярославна), заслуженного артиста России Вадима Заплечного (Владимир Игоревич), Дмитрия Скорикова (Князь Галицкий), Михаила Гужова (Хан Кончак), заслуженной артистки России Ларисы Костюк (Кончаковна), Андрея Паламарчука (Ерошка), Александра Миминошвили (Скула), Михаила Вербицкого (Овлур), Марии Масхулии (Няня Ярославны), хора и оркестра театра. Художественный руководитель – народный артист России Дмитрий Бертман, дирижёр народный артист России Владимир Понькин.















Александр Киселёв. Ария Игоря (за роялем Елена Сосульникова)


 


 


Елена Михайленко. Ариозо Ярославны



Владимир Понькин, Дмитрий Бертман, Михаил Брызгалов, Светлана Мартынова



Анна Булычева, Владимир Понькин, Дмитрий Бертман, Михаил Брызгалов, Светлана Мартынова



Фрагмент «Арии Игоря» из приложения к журналу «Советская музыка» за 1950 год


 


Светлана Мартынова демонстрирует редкие документы: приложение к журналу «Советская музыка» за 1950 год c «Арией Игоря» в первой редакции и рукопись одной из арий «Князя Игоря» А. П. Бородина с пометками автора



 


Фото Василия Фролова

Поделиться
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media