Дмитрий Бертман ознакомил журналистов с ходом реставрационных работ в основном здании театра

22.11.2010


Дмитрий Бертман ознакомил журналистов с ходом реставрационных работ в основном здании театра


18 ноября художественный руководитель «Геликон-Оперы» народный артист России Дмитрий Бертман впервые ознакомил журналистов с  ходом  реставрационных работ в основном здании театра, знаменитом особняке Шаховской-Глебовой-Стрешневой, расположенном по адресу Большая Никитская 19/16. Дмитрий Бертман лично рассказал о том, что уже сделано и  что осталось сделать, ознакомил со всеми деталями окончательного проекта реставрации особняка и приспособления его двора под зрительный зал и сцену, ответил на вопросы, рассказал всю правду об истории этого здания, а хор театра продемонстрировал акустику обновленного Белоколонного (малого) зала.

Широкий общественный резонанс вызвали детали проекта, предполагающие перекрытие пространства бывшего двора усадьбы для приспособления его под Большой зал. Современный, остроумный, но в то же время деликатный проект реставрации особняка Шаховских-Глебовых-Стрешневых с размещением в пространстве двора нового зала театра предполагает цивилизационный подход к проблеме сохранения исторического наследия, включение памятника в современный контекст, культурный оборот. В то время как благодаря некоторым некорректным публикациям и публичным выступлениям многие не знают, что весь комплекс усадьбы юридически памятником не является. Театр только сейчас инициировал письмо с просьбой о включении  строения №1 по адресу Большая Никитская, 19/16 в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников культуры и истории).  Что касается разобранных хозяйственных построек двора, так называемого строения №2, статус памятника к ним не применялся и применяться не будет.

Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра:
Конфликт: Общественная организация «Архнадзор» активно борется с нашим проектом. Это очень странно, потому что люди, которые этим занимаются, должны заниматься наследием, культурой, а выбрали объектом борьбы театр. Ужасно обидно, что представителей общественной организации  не было рядом, когда нам нужна была помощь.  Когда у нас были, в прямом смысле, «разборки» с бандитами, организациями, которые   были здесь и вывешивали на красное крыльцо трубы, а на фасады ресторанные вентиляторы. Мы писали в инстанции, у нас сохранились письма.   Никто не пришёл нам на помощь! Ни одна государственная, ни одна общественная организация. Когда меня у подъезда встречали с автоматами, тоже никто не защитил. А сейчас такая странная история. Но я всё-таки верю, что сегодняшние руководители будут соблюдать закон.  Это абсолютно законное строительство. И Москва строит не частный ресторан, не гостиницу, а московский государственный театр, который двадцать лет уже работает в Москве.

Виктория Павлова, 1-й заместитель художественного руководителя театра:
Мы анализируем все документы, которые выходят, и пришли к выводу, что главным аргументом общественной организации, предъявляющей нам претензии, является аргумент о нарушении закона о памятниках:  внедрение в памятник, его разрушение, и главный аргумент – снос флигеля, то есть хозяйственных построек, где раньше располагались конюшни и ледники.  Давайте будем придерживаться только фактов.  Указ Президента Российской Федерации, на который ссылается и общественная организация. Этот документ вышел 20.02.1995, называется «Указ № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального и общероссийского значения…»  Это список, в котором перечислены памятники федерального, муниципального, регионального и др. значений. Я хочу, чтобы все поняли, что ответа на вопрос, почему Москомнаследие не знало, что в указе нет адреса нашего здания,  мы не знаем.  В Москомнаследии  помнили, что вроде когда-то это был памятник. Документы никто не проверял, и всё оформляли, как будто это памятник. И только когда руководство Росохранкультуры начало заниматься этим вопросом, поскольку от него требовались разрешения, его сотрудники подняли документы, и что же они обнаружили. Что в этом указе есть усадьба, усадьба Глебова-Стрешнева (вторая половина XVIII века, далее 1884 (Кольбе-Терской), расположенная по адресу ул. Большая Никитская, д. 19/13. Основываясь на этом, некоторые говорят о том, что в указе президента  была допущена ошибка. На самом деле, есть исходные документы, на основании которых был выпущен этот указ. Совершенно чётко (в скобках) прописано рядом с этим адресом – театр «Парадиз» 1886-1917 (Терской-Шехтель). Любой студент знает, что это театр Революции, то есть театр имени В. В. Маяковского. Никакой ошибки в указе нет, и быть не может.  Более того, в скобках написано Малый Кисловский переулок, д. 13/19.  По разъяснению Москомнаследия, по этому адресу находится ГУК г. Москвы «Московский академический театр имени Вл. Маяковского». Значит,  аргумент, что в указе ошибка, вместо 19/16 написано 19/13, недостоверен. Далее, из заключения, данного Москомнаследием по просьбе  Росохранкультуры: «Принадлежность к памятникам и категории  историко-культурного значения, объектов, расположенных по адресу: г. Москва, улица Большая Никитская 19/16, стр. 1 и 2 нормативными актами органов государственной власти в установленном порядке определены не были». Это означает, что ни в одном реестре памятников ни федерального, ни регионального, ни муниципального значения этого здания нет. Это заключение от 2009 года, но есть документы от 2010 года, есть реестр от 1995 года.  Мы делаем вывод, что весь комплекс – и строение 1, и строение 2 – памятниками не являются.  По инициативе заказчика «СТД-Девелопментс» и театра «Геликон-Опера» было инициировано обращение в Москомнаследие, с целью провести экспертизу и дать заключение о возможности сделать строение номер 1 вновь выявленным памятником и присвоить ему соответствующий  статус.


Н. С. Датиева, историк здания, реставратор:
Здание с богатейшей историей и тяжелой строительной судьбой. Его построил в 1730-е годы Репнин, но от этого дома остались по сути дела три стены, которые выходят на Никитскую и боковые стены, а что касается всего остального пространства, в том числе дворового, это постройки более поздние. Дело в том, что в сентябре 1812 года вся Никитская выгорела, остались только капитальные стены. С 1730 года осталось только строение 1, а что касается циркумференции, она не XVIII века, как пишут представители «Архнадзора». Это постройка изначально 1801-1802 гг, но буквально через десять лет во время пожара от этого полукружия остались буквально «рожки да ножки». Потери были чудовищные. Потом в 1820-30 гг. это полукружие восстанавливали, но оно уже несколько изменило свои пропорции. Это была уже другая архитектура. А в 1880 году всем этим хозяйством заправляла Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева. Эта овдовевшая женщина сохранила богатства трёх родов. Стрешневы дали первую царицу рода Романовых (жена Михаила Фёдоровича), Глебовы тоже известный род. По отцу она была из рода герцогов Гессенских, тот род который дал Александру Фёдоровну. Эта женщина перестроила усадьбу. Она очень равнодушно относилась к тому, что находится за пределами циркумференции и не задумывалась какой это век. Она модернизировала усадьбу немного по-западному, но в русском стиле. В эту пору разрешили строить частные театры (1882), а до этого можно было заниматься театрами только на любительских основаниях. Она построила театр Маяковского, чтобы сдавать его в аренду и иметь устойчивый доход. Не очень-то тратясь, она модернизировала эти постройки, которые мы сейчас уже утратили. Вдоль Калашного строились доходные дома, в нижних этажах были магазины, а на верхних этажах доходные клетушки. Таким образом к концу XIX века эти постройки утратили свои эстетические качества. В 1941-42 гг. Москва постоянно  бомбилась. Есть немецкая карта бомбёжек, где улица Герцена – одна из основных трасс. В наше здание упала фугасная бомба весом в одну тонну, рядом падали зажигательные бомбы. К концу войны эти здания представляли руины. Есть свидетели, которые говорят, что вплоть до 50-х гг. вокруг здания стоял строительный забор. Исторические очертания сохранились, но говорить о том, что это очень высокохудожественные остатки не приходится. В отделе письменных источников ГИМ хранится богатейших фонд Шаховских-Глебовых-Стрешневых, поэтому за все свои датировки я отвечаю. Все они подтверждаются документами. Никакого XVIII века в циркумференции нет. И угловое здание принадлежит к концу XIX века.

Что касается главного здания: реставрационные работы ведутся очень бережно, восстановлены первоначальные анфилады, по крупицам собираются материалы, по которым можно принять то или иное решение. Реставрация ориентирована на то, что бы сохранить здание в том виде, в котором оно дошло до нас к середине XX столетия. Надо отдать должное руководству театра, которое очень бережно относится к интерьерам, люстрам, лепным деталям. Работая много лет в реставрации, я вижу, что коллектив театра любит своё здание, заботится о нём. Но театру надо жить. Сопоставить утрату этих несчастных хозяйственных строений с той большой эстетической задачей, которая ставится, невозможно.

***

Театр «Геликон-Опера» отсчитывает свою историю с 10 апреля 1990 года, даты первого спектакля «Мавра» И. Стравинского, сыгранного на сцене Центрального дома медиков, располагавшегося по адресу Большая Никитская д. 19/16. Здание было построено известной московской благотворительницей княгиней Е. Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой в конце XIX века по проекту архитектора К. В. Терского на месте сгоревшей еще в 1812 году бывшей усадьбы  Зарубиных-Ефремовых. Это помещение и расположенный в нем Белоколонный зал предназначалось для проведения общественных собраний, благотворительных концертов и других мероприятий. После отмены в 1882 году государственной монополии императорских театров в Петербурге и Москве театр на Никитской стал одним из первых в Москве частных театров. Эти стены помнят актеров знаменитой труппы театра герцога Мейнингенского, оказавших вляние на молодого Станиславского, других великих гастролеров: Сару Бернар, Элеонору Дузэ, артистов Венской оперетты. В Белоколонном зале исполняли свои произведения Петр Ильич Чайковский и Клод Дебюсси. Именно здесь артисты Московского художественного театра играли пьесу «Чайка» для одного единственного зрителя, А.П. Чехова, когда он из-за болезни не мог присутствовать на премьере своей пьесы. В этом здании давала спектакли Частная опера Саввы Мамонтова, где ведущими солистами были Ф. И. Шаляпин и Н. И. Забела-Врубель. В 1905-1907 годах в этих стенах располагалась Опера Зимина, крупнейший частный театр России того времени, в спектаклях которого выступал Леонид Собинов. С 1908 по 1912 год в этих стенах располагался театр Незлобина, а с 1913 до закрытия по постановлению Совнаркома как «капиталистическая» и «не необходимая для развития масс» популярнейшая «Оперетта Е. В. Потопчиной». В 1917-1918 годах на сцене Белоколонного зала работал Камерный театр под руководством Александра Яковлевича Таирова.


20 лет истории «Геликон-Оперы» - 20 лет верного служения традициям дома на Никитской.  За это время «Геликон» стал одним из самых популярных и интересных музыкальных  театров страны, получил широкую известность за границей, представляя оперное искусство современной России на самых знаменитых сценах мира. Все время, что существует  театр, он, как мог защищал здание на Большой Никитской от недобросовестных, а зачастую просто бессовестных арендаторов, населявших как раз строение №2. Именно поэтому строение №1, где размещался собственно театр, удалось неплохо сохранить, а в девяностые годы это было особенно трудно. Писали письма, обращались во все возможные инстанции. Тщетно. Привлечь внимание властей помог случай. В Москву с очередным визитом приехал президент Франции Жак Ширак, большой поклонник «Геликона». Посещение театра в Москве он включил в программу своего визита, но Федеральная служба охраны ему в этом отказала, признав, что здание находится в аварийном состоянии и не приспособлено для приема высоких лиц. После этого конфуза Правительство России обратилось к мэру Москвы с просьбой принять участие в судьбе «Геликон-Оперы». Начался новый период истории старого особняка. 8 лет согласований, множество экспертиз и общественных советов. Авторами проекта реставрации с приспособлением «Геликон-Оперы» стала группа архитекторов «Моспроекта-4» во главе с Андреем Боковым. Проект трижды подписал  главный критик всех московских перестроек, ученый с мировым именем, директор Государственного института искусствознания Алексей Комеч. По этому проекту в «Геликоне» должно быть два зрительных зала. Первый – на 200 мест – на месте старого, располагавшегося в знаменитом Белоколонном зале. В старых стенах  останутся также анфилада-фойе малого зала, вестибюль, кассы, гардеробные, музей театра и здания.  Новый основной зал на 500 мест предполагается разместить в пространстве внутреннего двора. Бывшее крыльцо усадебного дома должно стать ложей. Стены зрительного зала останутся красно-кирпичными, что, конечно, плохо для акустики, но это сохранит стены бывшего двора, то есть  внешний исторический фасад станет внутренним убранством зала. Потолок зала будет имитировать звездное небо, а на месте прежних хозяйственных построек появится сцена. Сохранятся все окна, которые будут гаснуть перед началом спектакля и загораться после его окончания. Полностью сохраняются старые стены по Калашному переулку.
Предполагается, что  днем в театр  можно будет прийти на экскурсию, как это принято во многих европейских театрах. В музее театра собраны уникальные материалы и об истории здания и об истории «Геликона», о великих музыкантах  новейшей истории, которые  были вместе с театром последние 20 лет,  это   Мстислав Ростропович, Рикардо Мути, Монтсеррат Кабалье, Рената Скотто, Геннадий Рождественский, Норма Фантини, Мария Гулегина, Евгений Нестеренко и многие-многие другие.

Работы по реставрации театра начались в 2007 году. Уже 3 долгих года «Геликон-Опера» играет спектакли на сцене бывшего министерского конференц-зала, что неприемлемо ни для артистов ни для зрителей, так как здание на Новом Арбате, по меткому выражению газеты «Индепендент», «затерялось между киосками по продаже чего угодно». 

С 2002 года коллектив театра, в котором работают около 500 человек, москвичи и гости Москвы, ждут открытия «Геликона» по старому адресу. Дождутся ли?



























Хор театра во главе с Денисом Кирпанёвым встречал журналистов на стройке



Дмитрий Бертман в окружении журналистов




Наталья Датиева



Дмитрий Бертман


 


 


Виктория Павлова


 


Фото Ивана Горбулича

Поделиться
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media