Ксения Вязникова
Заслуженная артистка России
КСЕНИЯ ВЯЗНИКОВА
меццо-сопрано
Родилась в Москве. В 1998 окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, где овладевала певческим мастерством под руководством педагогов-корифеев отечественной оперной сцены, народных артисток России профессоров Нины Исаковой и Ларисы Никитиной. Годы учёбы отмечены успешными выступлениями в ряде масштабных творческих проектов (исполнение сольных партий в мессах И. С. Баха и Й. Гайдна, опере Г. Ф. Генделя «Ксеркс»), завоеванием дипломов на международных конкурсах вокалистов им. Печковского (Москва, 1996) и им. Н. А. Римского-Корсакова (Ленинград, 1977). Творческие достижения молодой певицы были высоко оценены Международным благотворительным фондом «Новые имена», внесшего её имя в список лауреатов фонда и направившего её на двухгодичную стажировку в Венскую музыкальную академию. Руководитель стажировки профессор Инга Вемзер подготовила с Ксенией Вязниковой ведущие партии в операх Дж. Верди «Трубадур» (Азучена), В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (Керубино), Ж. Бизе «Кармен» (Кармен), и К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (Далила), которые были исполнены в спектаклях Венской государственной оперы и Чешской национальной оперы в Брно. Также в процессе венской стажировки певица успешно выступила на Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Шуберта (1997), завоевав первую премию и звание лауреата.
В 2000 году по приглашению народного артиста СССР профессора Б. А. Покровского Ксения Вязникова поступила в Московский камерный музыкальный театр, где работала свыше 5 лет, исполняя ведущие партии в 25 оперных спектаклях, среди которых Подточина («Нос» Д. Шостаковича), Хивря («Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского), Дорабелла («Так поступают все» В. А. Моцарта), Корнелия («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя) и другие.
В 2001 году актриса дебютировала в спектакле театра «Геликон-опера» в опере А. Берга «Лулу» в партии Графини Гешвиц, партии, отличающейся сложнейшим музыкальным языком, значительными вокальными трудностями и незаурядными актёрскими задачами. Дальнейшие её выступления в операх Дж. Верди «Фальстаф» и Ж. Бизе «Кармен» показали, что она идеально вписывается в реформаторскую концепцию оперной режиссуры Дмитрия Бертмана, предполагающей постановку оперы прежде всего как драматического спектакля, но с обязательным участием лучших вокальных артистических сил.
В 2003 году Ксения Вязникова органично вливается в труппу «Геликон-оперы», становится одной из его ведущих солисток. За время работы в театре ею исполнено свыше 25 оперных партий первого положения, создана галерея трагических образов (Любаша в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Мадам де Круасси в «Диалогах кармелиток» Ф. Пуленка, Ульрика в «Бал-маскараде» Дж. Верди), иронично-гротесковых персонажей (Баба-Яга в «Русалке» А. Дворжака, Принцесса Клариче в «Любви к трём апельсинам» С. Прокофьева, Миссис Квикли в «Фальстафе» Дж. Верди), исторических личностей (Марина Мнишек в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, императрица Екатерина Великая в «Царице» Д. Тухманова).
Богат и насыщен репертуар внетеатральных творческих свершений. Она участвовала в антрепризном спектакле – опере Р. Щедрина «Не только любовь» (партия Варвары), посвящённом юбилею композитора, в премьерных спектаклях Большого театра России, – операх А. Берга «Воццек» и М. Равеля «Дитя и волшебство», в исполнении монументальных кантато-ораториальных произведений («Реквиемы» В. А. Моцарта и Дж. Верди, «Всенощное бдение» С. Рахманинова, камерных вокальных сочинений и романсов русских и зарубежных авторов – М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, И. Брамса, Ф. Шуберта, Р. Штрауса и других. Певица нередко выступала в медународных творческих проектах, участвовала в фестивалях искусств (Собиновском в Самаре, Шаляпинском в Казани), в оперных спектаклях других театров (в том числе, Большом театре России).
География гастролей актрисы весьма внушительна: более 25 российских городов, среди которых Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск, Владивосток, Уфа, Краснодар, Ханты-Мансийск; свыше 20 зарубежных стран – Италия, Испания, Великобритания, Германия, КНР и многие другие.
В 2008 году за большие успехи в развитии отечественного музыкального театрального искусства Ксения Вязникова удостоена государственной награды – почётного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».
27 апреля 2016 года Ксения Вязникова исполнила партию Адальджизы в концертном исполнении оперы «Норма» В. Беллини при участии мировой оперной звезды Марии Гулегиной (Норма), солистов, хора и оркестра театра «Геликон-опера» в Концертном зале им. Чайковского Московской государственной филармонии. Дирижёр Константин Хватынец.
Успешно сотрудничала с известными дирижерами, среди которых Дамиан Иорио («Кармен»), Франческо Кватрокки («Севильский цирюльник»), Оливер Диаз («Трубадур»), Ян Латам-Кениг ("Бал-маскарад»).
Репертуар:
I. Оперные партии, исполненные в спектаклях «Геликон-оперы»
1. М. Мусоргский «Борис Годунов» – Марина Мнишек (редакция Д. Шостаковича)
2. А. Бородин «Князь Игорь» – Кончаковна
3. Н. Римский-Корсаков «Царская невеста» – Любаша
4. Н. Римский-Корсаков «Кащей Бессмертный» – Кащеевна
5. Н. Римский-Корсаков «Садко» – Любава
6. П. Чайковский «Пиковая дама» – Графиня
7. П. Чайковский «Пиковая дама» – Полина
8. П. Чайковский «Пиковая дама» – Миловзор
9. П. Чайковский «Евгений Онегин» – Ольга, Филиппьевна (няня)
10. И. Стравинский «Мавра» – Мать
11. С. Прокофьев «Упавший с неба» – Клавдия
12. С. Прокофьев «Упавший с неба» – Мать Алексея
13. С. Прокофьев «Любовь к трём апельсинам» – Принцесса Клариче
14. Д. Тухманов «Царица» – Императрица Екатерина Великая
15. В. Беллини «Норма» – Адальджиза
16. В. Моцарт «Свадьба Фигаро» – Керубино
17. В. Моцарт «Свадьба Фигаро» – Марселина
18. В. Моцарт «Милосердие Тита» – Секстус
19. В. Моцарт «Аполлон и Гиацинт» – Зефир
20. Дж. Верди «Аида» – Амнерис
21. Дж. Верди «Бал-маскарад» – Ульрика
22. Дж. Верди «Набукко» – Фенена
23. Дж. Верди «Фальстаф» – Мисс Квикли
24. Ж. Бизе «Кармен» – Кармен
25. А. Берг «Лулу» – Графиня Гешвиц
26. Р. Вагнер www.nibelungopera.ru – фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Золото Рейна» и «Валькирия»
27. А. Дворжак «Русалка» – Баба Яга
28. Ф. Пуленк «Диалоги кармелиток» – Мадам де Круасси
29. К. Вайль «Семь смертных грехов» - Анна I
30. Дж.Верди «Трубадур» - Азучена
31. П.И. Чайковский «Мазепа» - Любовь Кочубей
32. Н. А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» - Ключница Амелфа
33. Дж. Верди «Травиата» - Флора
34. Ж. Оффенбах «Остров Тюлипатан» - Теодорина
35. Дж. Верди «Аида» - Амнерис
36. П. Масканьи «Сельская честь» - Мама Лючия
37. Дж. Менотти «Медиум» - Мадам Флора
II. Оперные партии, исполненные в других театрах
1. М. Мусоргский «Сорочинская ярмарка» – Хивря (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского)
2. Д. Шостакович «Нос» – Подточина (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского)
3. Г. Гендель «Юлий Цезарь» – Корнелия (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского)
4. Дж. Верди «Трубадур» – Азучена (Вена, Австрия)
5. К. Сен-Санс «Самсон и Далила» (Брно, Чехия)
6. А. Берг «Воццек» – Маргрет (ГАБТ России)
7. М. Равель «Дитя и волшебство» – Мать (ГАБТ России)
8. В. Моцарт «Так поступают все – Дорабелла (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского)
9. Э. Вольф-Феррари «Четыре самодура» – Маргарита (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского)
10. Р. Щедрин «Не только любовь» – Варвара (фестиваль, посвящённый 75-летию Р. Щедрина)
III. Концертный репертуар
a) Сольные партии в произведениях кантатно-ораториального жанра
1. Дж. Перголези “Stabat Mater”
2. И. С. Бах «Магнификат»
3. И. С. Бах Месса h-moll
4. И. С. Бах Кантаты № 109 и № 114
5. И. Гайдн Месса
6. В. Моцарт «Реквием»
7. Г. Берлиоз «Ромео и Джульетта»
8. Г. Гендель «Мессия»
9. С. Рахманинов «Всенощное бдение»
б) камерные вокальные сочинения
И. Брамс – цикл песен «Прекрасная Магелона» (в авторизованном стихотворном переводе Ксении Вязниковой)
Романсы русских и зарубежных авторов – М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Шуберта, Р. Штрауса, многих других
IV. Записи на CD
1. Г. Берлиоз – Романтическая симфония «Ромео и Джульетта»
2. И. Брамс – вокальный цикл «Прекрасная Магелона»
3. И. Брамс – вокальный цикл «Четыре строгих напева»