Музыкальные сезоны. Елизавета Дюкина. Адвокат певцов

 

Наталия Арутюнова

Наталия Арутюнова

Так назвал художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман своего друга и концертмейстера театра Наталию Арутюнову. Встретились они ещё в ГИТИСе, когда Наталия работала на факультете музыкального театра концертмейстером, а Дмитрий Бертман учился на режиссёрском факультете. Естественно, что выпускник ГИТИСа, 27 лет назад создав свой «Геликон», пригласил туда Наталию Арутюнову.

«Она может заменить оркестр, но оркестр никогда не заменит Наташу», – говорил о геликоновском концертмейстере первый главный дирижёр театра Кирилл Тихонов. Заслуженная артистка России, одна из основательниц «Геликона», концертирующая пианистка, замечательный музыкант, Арутюнова объездила с артистами театра всю Европу. Аккомпанировала на мастер-классах Ренаты Скотто, участвовала в подготовке премьеры «Евгения Онегина» в австрийском Клагенфурте (дирижёр Михаэль Гюттлер), выступала в Русском культурном центре в Париже, гастролировала в Израиле и Австрии и готовила партии с певцами в родном театре. Она очень любит певцов и во всех конфликтах занимает их сторону, быстро снимая недоразумения и блистательно подготавливая артистов к премьерам.

Наконец-то Наталия Арутюнова дождалась своего творческого вечера, который давно уж должен был состояться. Может быть, ждали соответствующих условий? Ведь каждый бриллиант требует достойной огранки.

Дмитрий Бертман и Наталия Арутюнова

Дмитрий Бертман и Наталия Арутюнова

Вечер прошел в красивейшем Белоколонном зале княгини Шаховской. Наталия представила очень интересную программу My Favourite Things из произведений композиторов разных эпох и жанров: от Баха до Нино Роты. Сама хозяйка вечера выступила в разных ипостасях: ведущая, солистка, ансамблистка и концертмейстер, аккомпанирующий певцам. В концерте были заняты только геликоновцы: певцы и артисты оркестра.

«Бах. Начало всех начал», – объявила ведущая вечера. На сцене появились скрипачи Елена Железина, Александр Майоров, виолончелистка Татьяна Оробинская во главе с Наташей, и зазвучала божественная II часть баховского концерта для двух скрипок и струнных ре-минор. Затем серьёзную музыку сменила всеми узнаваемая и любимая «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2 си-минор Баха, которую легко и виртуозно сыграла флейтистка Дарья Галочкина в сопровождении Арутюновой. Наступил и её черед — Наталия удивительно проникновенно и красиво исполнила Адажио Баха – Марчелло. Бах был бы неполным, если бы не появился голос. Звезда «Геликона» Лариса Костюк в сопровождении Арутюновой спела арию альта из «Страстей по Матфею». Завершили баховский репертуар Анна Гречишкина и Марина Карпеченко, исполнив арию из Струнной сюиты ре-мажор.

Алексей Исаев, Наталия Арутюнова, Лидия Светозарова

Разнообразно был представлен и Моцарт. Сначала Арутюнова сыграла фрагменты из его Сонаты фа-мажор. Оперного Моцарта представили солисты Анна Гречишкина, Марина Карпеченко и Алексей Исаев, разыграв терцет из оперы «Так поступают все женщины». В комическом плане подали «Рондо в турецком стиле» сопрано Марина Андреева, скрипачка Елена Железина и пианисты Михаил Егиазарьян и Наталия Арутюнова. Их остроумные музыкальные находки вызвали радостный смех и аплодисменты. Неожиданным и органичным был переход от Моцарта к неаполитанским песням. Максим Исаев подарил слушателям трогательную, с мягким юмором песню Биксио «Что ж ты опустила глаза», а Игорь Морозов очень популярную арию Принца из оперетты Легара «Страна улыбок» и песню Be my love Н. Бродского. После опереточно-песенных произведений светлым, полным радостных надежд на любовь и радость получился у Анны Пеговой и Вадима Заплечного дуэт Чио-Чио-сан и Пинкертона из первого акта оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй». Финал первого отделения был замечательный, яркий и захватывающий. Лидия Светозарова и Алексей Исаев исполнили фрагменты из легендарного мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история»: песни Мари и Тони и их дуэт.

Таким же органичным и увлекательным было и второе отделение концерта. В него включили много камерной музыки, и как же интересно в таком репертуаре раскрылись оперные геликоновцы! Дмитрий Скориков порадовал точной интерпретацией двух истинно русских романсов Георгия Свиридова: «В Нижнем Новгороде» на слова Б. Корнилова и «Богоматерь в городе» на слова А. Блока. Французская камерная лирика обрела своих замечательных исполнительниц. Тонко, стильно спели Екатерина Требелева «Дороги любви» Пуленка, Елена Семёнова «Зелень» Дебюсси, Анна Пегова «Праздники любви» и «Пробуждение» Форе. Между ними нашла свое место прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» Дебюсси в исполнении Наталии Арутюновой. Всем удалось раскрыть импрессионистскую суть французской музыки начала ХХ в.

Тончайшую лирическую струю продолжили сочинения неповторимого Микаэла Таривердиева. Очаровательно спела Анна Гречишкина «Маленького принца» на слова Н. Добронравова. В исполнении Михаила Егиазарьяна и Наталии Арутюновой текла, переливаясь красками и подтекстами, мелодия из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», а на экране шла невидимая для посторонних немая встреча Штирлица с женой под пронзительную музыку Таривердиева, вызывая невольные слёзы на глазах и комок в горле.

Не забыли и легендарного американца Джорджа Гершвина. В новом качестве здесь предстали Марина Андреева с песней «Любимый мой», Дмитрий Скориков и Елена Семёнова в дуэте из оперы «Порги и Бесс». Они же и присоединившиеся к ним Максим Перебейнос и Анатолий Пономарев преподнесли слушателям фрагменты из мюзикла Лоу «Моя прекрасная леди». Особенно хороша была Елена Семёнова в песенке Элизы. Вошли в вечер и «Посвящение Чарли Чаплину», и музыка Миллера из «Серенады солнечной долины». Заканчивала концерт незабываемая мелодия Нино Роты из кинофильма Феллини «Дорога», которая звучала в исполнении Александра Дитковского (труба), Елены Железиной, Александра Майорова (скрипка), Алексея Березовского (колокольчики).

Вечер был замечательный! Наталия Арутюнова сумела так его выстроить, что получился не просто концерт, а многослойное действие, которое ловко перемещалось из одной тональности в другую, нигде не нарушая гармонии и целостности и всё время поддерживая стойкое внимание зрителей. Да, это действительно было театральное действо: музыканты располагались на сцене, а артисты появлялись в центре зала. Зрители сидели рядами по трём сторона зала. В целом певцам удавалось создавать характеры, взаимоотношения, к ним всегда присоединялись музыканты. Этому помогало и световое оформление, очень красивое и точно соответствующее характеру исполняемых произведений. Когда во время исполнения Анной Гречишкиной «Маленького принца» Таривердиева потолок Белоколонного зала превратилось в звёздное небо, от восторга захватило дух.

Спасибо «Геликону» и Наташе Арутюновой за чудный вечер. Ждём продолжения.

http://musicseasons.org/advokat-pevcov/

Елизавета Дюкина

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media