Музыкальная жизнь. Дмитрий Морозов. «Вы, нынешние, - нутка». На сцене «Геликон-оперы» прошел юбилейный вечер Владислава Пьявко

«Геликон» продолжает утверждать себя в качестве полномасштабного оперного дома. И выступления на сцене театра вокалистов с громкими именами и большими голосами становятся, похоже, одной из характерных тенденций его новейшей истории. Видимо, в ближайшее время они начнут появляться и в премьерных работах (на что словно бы прямо намекают объявленные в будущем сезоне «Турандот» и «Трубадур»), ну а пока – вот уже второй за весенние месяцы гала-концерт: в апреле здесь чествовали Марию Гулегину по случаю вручения ей свежеучрежденного приза «Лига Maestri», а в конце мая – Владислава Пьявко.

О причинах, побудивших его провести свой двойной юбилей – 75 лет от рождения и 50 с момента дебюта на сцене – не в Большом, а в «Геликоне», мастер уже рассказывал в интервью «Музыкальной жизни» (см. №2, 2016). Помнится, наш корреспондент спрашивал, собирается ли он петь сам. Так вот, Пьявко в этот вечер не просто пел. Он пел столько, сколько давно уже не позволяют себе в один вечер его куда более молодые коллеги, и такой репертуар, что не столь уж многим из них вообще по силам. И что не менее поразительно: он и звучал на протяжении всего вечера вполне уверенно, брал все полагающиеся верхние ноты, делал на некоторых из них ферматы, да притом еще и играл с полной отдачей. А сверх всего еще и стихи свои собственные со сцены читал, не прибегая к помощи микрофона.

Надо сказать, программа вечера была очень хорошо выстроена в плане драматургии и отлично срежиссирована Дмитрием Бертманом. Взять хотя бы самое начало – Сцену бури из вердиевского «Отелло», когда в соответствующий момент юбиляр появлялся не из-за кулис, и даже не из зрительного зала, но словно бы вырастал откуда-то из-под земли, огласив изумленный зал громоподобным «Esultate!» А затем – после того как, едва переведя дыхание, прочитал столь же уверенно звучащим голосом свое стихотворение, свидетельствующее, помимо всего прочего, о недюжинной силе духа, – спел еще и дуэты из того же «Отелло» и из пуччиниевской «Манон Леско» (с двумя начинающими сопрано Альбиной Хрипковой и Юлией Юренковой), Сцену у Нила из «Аиды». И это только в первом отделении. Во втором же были Сцена в спальне Графини из «Пиковой дамы», дуэт из «Сельской чести», Заключительная сцена из «Кармен»... Как говаривал грибоедовский персонаж: «Вы, нынешние, – нутка»...

Перемежались все эти «живые» номера виртуозно скомпонованными видеофрагментами из спектаклей и концертов с его участием, а также из автобиографического фильма, снятого им же самим в качестве режиссера, – «Ты мой восторг, мое мученье». Один раз, впрочем, две линии вечера – живая и документальная – сошлись воедино. Случилось это в Сцене из «Пиковой дамы», когда, перед появлением Графини, вдруг умолк оркестр и включилась фонограмма с голосом Ирины Архиповой. На соответствующем видеофрагменте, правда, самой Архиповой практически не было видно – зато ее почти что голографическое изображение возникало то тут то там в разных концах сцены, порождая ощущение соприкосновения с иным миром...

Голос Владислава Пьявко иные считали и считают чересчур брутальным, резким – хотя он может звучать и мягко, нежно. Но главное, что это – настоящий драматический, даже героический тенор, каких уже почти не встретишь в наше время. Крупные голоса сегодня вообще достаточно редки, и их обладателей подчас сознательно избегают, опасаясь, что они накроют «девятым валом» всех прочих участников того или иного спектакля. Один из примеров – сложная судьба одной из самых ярких меццо-сопрано нашего времени Ирины Макаровой. В этот вечер она пела с юбиляром дуэт из «Сельской чести», а также Романс Сантуццы из той же оперы, и имела грандиозный успех. И раз уж такая певица практически не востребована Большим театром (где в последние годы лишь изредка выступает в «Чародейке»), то, быть может, она будет появляться в том же «Геликоне» (например, в «Трубадуре», запланированном на будущую весну)?..

Впрочем, были в этот вечер рядом с юбиляром и другие обладатели настоящих, пусть и не столь же мощных, оперных голосов. И это не только приглашенный Борис Стаценко (спевший Амонасро в Сцене у Нила вместе с Владиславом Пьявко и Людмилой Магомедовой), но и геликоновцы Ксения Вязникова, Лариса Костюк, Михаил Гужов, Елена Михайленко, Ирина Рейнард.

Прекрасно показали себя все коллективы театра, включая, конечно же, хор и оркестр. За пультом стояли попеременно три дирижера – два приглашенных (Мурад Аннамамедов, Феликс Коробов) и один собственный (Валерий Кирьянов), и трудно сказать, кто из них был лучше.

В заключительном слове герой вечера, вдохновленный общей атмосферой, высказал пожелание и следующий свой юбилей отметить в тех же стенах. И похоже, пороха в пороховницах у него для этого вполне хватит. 

Музыкальная жизнь №6, 2016
Дмитрий МОРОЗОВ
http://mus-mag.ru/mz-txt/2016-06/m-pyavko.htm

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media