«Доктор Гааз» в «Геликон-опере»

Спектакль «Доктор Гааз» в театре «Геликон­-опера» посвящен Фридриху­ Иосифу (в России – Федору Петровичу) Гаазу – московскому врачу и великому гуманисту, жившему в XIX веке. Благодарная память о нем сохраняется до сих пор, ведь другого такого человека не найдешь. Современная опера о Гаазе – признательность потомков, не забывших, что Гааз лечил бедных бесплатно (он вкладывал в медицину собственные деньги, отчего умер в нищете), что его милосердными хлопотами были отменены мучительные кандалы у каторжников и улучшены условия содержания заключенных.

Автор либретто, замечательная писательница Людмила Улицкая, давно мечтала отдать дань Гаазу, которым восхищалась с юности. Музыку написал молодой композитор Алексей Сергунин. Он определяет свое творение как «сюрреалистический коллаж» – в том смысле, что иными средствами не расскажешь о жизни праведника, которого сограждане, утомленные беспрестанными гаазовскими просьбами о материальной помощи сирым и убогим, называли юродивым и чуть ли не сумасшедшим.

Одиннадцать эпизодов спектакля (его поставили дирижер Валерий Кирьянов, режиссер Денис Азаров, художники Дмитрий Горбас и Ваня Боуден) – не последовательная биография Гааза. Подобно тому, как в музыке сплелись жанровые контрасты, от элементов барокко и джаза до сентиментальных романсов и минимализма, сценическая картинка тоже собрана из отдельных элементов. На ось жизни Гааза как бы нанизываются элементы истории – общественной и частной. Здесь и война 1812 года с кровавыми смертями и антивоенным, в принципе, пафосом, и драма сестры доктора: за хлопотами о брате ушла в никуда ее личная жизнь. Горько­саркастический хор каторжников времен Сталина (с цитатной песней «Товарищ Сталин, вы большой ученый…») смыкается с пронзительным видеомонтажом лиц заключенных. Глухая стена на заднике приоткрывается маленькими окошками, из которых стараниями хора «рвется» и человеческая низость, и человеческая скорбь. По помосту бредут раненые солдаты, оборванные каторжники, спесивые аристократы. А святой доктор на карачках собирает брошенную последними милостыню, напоминая нам, что смирение и милосердие – соль земли.

Майя Крылова, «Театральная афиша»
Июнь/Июль 2016 

www.teatr.ru 

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media