Милосердие Тита
МИЛОСЕРДИЕ ТИТА
В.-А. Моцарт
Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель - Владимир Понькин
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Премьера состоялась 11.08.2004 (Мерида, Испания)
В 2006 году весь мир отметил 250-летие со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта. В Москве Год Моцарта открылся 8 января – на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского театр «Геликон-Опера» показал спектакль «Милосердие Тита».
Опера «Милосердие Тита» написана Моцартом в последний год его жизни, в одно время с «Волшебной флейтой», но очень мало известна в России. Считается, что хотя в «Милосердии» гениальная музыка и роскошные вокальные партии, опера несценична, а сюжет из древнеримской истории условный и ходульный.
Мог ли такой гений театра, как Моцарт, написать несценичное произведение? Спектакль Дмитрия Бертмана доказывает обратное. Яркие личности (как исторические, так и вымышленные), борьба за власть, дружба, любовь и предательство, падкий на зрелища императорский Рим, заговор против Тита, пожар Капитолия – что может быть более драматично? Все это нашло воплощение в спектакле «Геликона», впервые показанном летом 2004 года в пространстве подлинного древнеримского амфитеатра в Мериде (Испания). Зал Чайковского построен совсем в другое время, но также в виде античного амфитеатра. И если в Мериде специально для постановки оперы Моцарта появился бассейн с водой – появился он и в Москве.
Опера Моцарта прозвучала под управлением главного дирижера «Геликон-Оперы» народного артиста России Владимира Понькина. В спектакле были заняты солисты театра Николай Дорожкин (Тит), Лауреат международных конкурсов Лариса Костюк (Секст), Лауреат международных конкурсов Елена Семенова (Сервилия), Мария Масхулия (Анний), Михаил Гужов (Публий). В сложнейшей партии Вителлии выступила Шарлота Лейтнер (Австрия).
В 2006 году опера также была показана на фестивале Birgitta в Эстонии.