Лекции Дины Кирнарской

«ДАМАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО»
Опера "Тоска" завершает девятнадцатый и открывает новый ХХ век, век революционных катастроф, двух мировых войн и невиданного ранее насилия и массовых убийств. Вас ждет настоящий оперный триллер: внебрачная связь, сцены страшных пыток, покушение на изнасилование, убийство и самоубийство - все церковные грехи предстали в опере в полный рост, вызывая восхищение одних и возмущение других. Пуччини первый описал невинную жертву наступающего столетия - певицу, которая мечтала о счастье, но угодила в исторический водоворот, погибла и унесла за собой всех главных персонажей оперы - не выжил никто: ни возлюбленный Каварадосси, ни насильник и палач Скарпиа, ни революционер и республиканец Анджелотти.
В этой опере, единственной у Пуччини и редкой в оперном репертуаре вообще, автор обращается к действительным историческим событиям, описанным по канонам единства времени, места и действия: всё происходит в Риме днем, вечером, ночью и ранним утром 17-18 июня 1800 года. Нет оперы с более богатым фактами подтекстом; нет оперы, столь точно вписанной в место действия - город Рим в определенную историческую эпоху. Прослушав лекцию об опере "Тоска", вы сможете поставить себя на место слушателей, присутствовавших на премьере 14 января 1900 года; вы погрузитесь в происходящие в опере события в их подлинном виде, перед вами развернется богатый конфликтами пейзаж истории Италии тех лет, вы побываете в Риме 1800 года, путешествуя между собором Сант Андреа делла Валле, палаццо Фарнезе, палаццо Венеция, площадью Испании, виллой у Аппиевой дороги близ терм Каракаллы и величественной крепостью Сант Анджело. Вы узнаете подробности, которые привели героиню к печальному концу, почувствуете себя жителями Рима 1800 года, которых бросали из рук в руки наполеоновская Франция и противостоящие ей Австрия, Неаполитанское королевство, Англия и Россия. Добро пожаловать в Рим конца XVIII-начала XIX cтолетия; добро пожаловать в подлинный мир оперы "Тоска"! 

 

«ТУРАНДОТ ВРЕМЕН КОКО ШАНЕЛЬ»
ХХ век начинался политическими и культурными взрывами. Взрывной рост науки и техники во главе с авиацией, кино и радио, взрывной рост политических катаклизмов и революций, увенчавшихся Первой мировой войной и российской катастрофой 1917 года. Наконец, революция в искусстве начала столетия породила столько «измов», уместившихся в большом понятии «модернизм», что их хватило на весь ХХ век. Как разобраться в этом круговороте идей, явлений, персонажей и смыслов? Что в нем существенно, а что второстепенно? Ответ на эти вопросы дают опера и мода: и то и другое обращено к большой аудитории и не может существовать без признания благополучного и образованного большинства, называемого ныне средним классом. Что выбирает это большинство, как оно реагирует на лавинообразный рост предлагаемых обществу идей и эстетических ориентиров? И что от первой четверти ХХ века осталось в наследство нам, среднему классу XXI века? Компасом и ключом к этим вопросам будут параллели и пересечения изобразительного искусства, модных силуэтов Коко Шанель и оперы «Турандот» Дж. Пуччини, о которых расскажет в своей лекции Дина Кирнарская.

«Русское счастье»
Лекция об опере «Иоланта»
Опера «Иоланта» П.И. Чайковского будто специально написана для того, чтобы примирить нас с жизнью, развеять тревоги, умерить боль и принести радость. И в самом деле, мы так часто бываем недовольны то тем, то этим, то людьми, то обстоятельствами, то судьбой или властью, что впадаем в тяжкий грех уныния. А между тем Чайковский во многих своих сочинениях, а в «Иоланте» особенно, показал нам, что же такое счастье, каков путь к нему и в чем оно на самом деле заключается. Так что же такое счастье по версии П.И. Чайковского? Об этом в своей лекции перед премьерным спектаклем оперы «Иоланта» расскажет профессор Дина Кирнарская. 

«Женщин больше нет»
Лекция об опере «Травиата»
Чего хочет женщина, того хочет бог; правоту этой древней мудрости ничто не отменит. Так чего же она хочет? Согласно последним опросам лишь 18% процентов женщин в качестве своей жизненной потребности поставили любимого мужчину на одну доску с автомобилем и высоким достатком, а ребенка – только 9%.  Фильмы «Нимфоманка» Ларса фон Триера и «Молода и прекрасна» Франсуа Озона возмутили одних и озадачили других так же, как в свое время опера «Травиата». Так что такое современная женщина? Как связаны ее душа и судьба с судьбой и душой человеческой цивилизации и истории? Сам того не зная, Верди затронул и решил эти и другие вопросы, поставленные на повестку дня ХХ веком и позднейшей современностью
После спектакля по опере «Травиата» мы поймем, почему музыку Верди, написанную более полутора столетий назад, продолжают воспринимать как поп-шедевр и каким образом эта опера говорит о том, в чем мы порой стесняемся признаться самим себе. Лекция Дины Кирнарской позволит нам сквозь призму любимейшей из опер лучше понять современного человека и XXI век, в котором нам довелось жить.

«ЧИСТО ИТАЛЬЯНСКОЕ УБИЙСТВО»
Лекция об опере «Бал-маскарад»
Верди – признанный символ «итальянщины». Всё типично итальянское, что иных восхищает, а других настораживает, одних приводит в восторг, а у других вызывает неприятие – всё это звучит в операх Верди в полный голос. Так какой отпечаток наложила Италия, ее образ жизни и представления о должном и наоборот, о неприемлемом, на музыку Верди? Как мы можем понять и почувствовать «всю Италию», слушая его музыку и будучи зрителями спектаклей, поставленных по его операм? Пожалуй, ничего подобного мы не увидим и не услышим ни у немцев, ни у французов, ни у русских… Как удалось Верди воплотить в себе идеалы своего народа, чья культура берет начало в глубинах истории Древнего Рима?
На эти вопросы мы ответим, примерив на себя роль присяжных и судей, выносящих приговор убийце, пойманному на месте преступления в опере «Бал маскарад». И убийца ли он? Какой вердикт мы вынесем обвиняемому, и есть ли у нас как у честных присяжных обоснованные сомнения? Наконец, как в характере преступления и напряженном музыкальном действии сказался итальянский стиль? Об этом пойдет речь в лекции Дины Кирнарской об опере «Бал-маскарад».

«КАК СОСТОЯТЬСЯ В ЖИЗНИ: РЕЦЕПТЫ ГЕНДЕЛЯ»
Лекция об опере «Орландо»  
Немец по рождению и воспитанию, Гендель нашел в Англии, в стране нарождающихся политических свобод и растущего капитализма, свою новую родину. Гендель и буржуазная Англия духовно совпали и поняли друг друга: успех его музыки до сих пор можно считать беспрецедентным – в 1738 году ему был воздвигнут памятник при жизни. Как ему это удалось? Какие мотивы, заключенные в его творчестве, стали так созвучны новой эпохе? Почему и теперь в музыке и жизни Генделя мы можем почерпнуть «советы», позволяющие нам добиться счастья и процветания?


Лекция об опере «Набукко» «ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС»
За 600 лет до рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор – в опере Верди его зовут Набукко – сжег дотла древний Иерусалим, угнал в плен уцелевших жителей, сея повсюду смерть и разрушение. Однако жители древней Иудеи восстали, сокрушили неприятеля и вернулись на землю предков – такова библейская версия событий, взятая за основу композитором. В самом деле, сколько народов и государств похоронено в глубинах веков, и где теперь ассирийцы, вавилоняне, древние египтяне, нубийцы, финикийцы и даже древние греки? Потомки греков и египтян лишь отдаленно напоминают своих легендарных сородичей, утратив их язык, религию, культуру и обычаи. Лишь современные евреи – потомки древних жителей Иудеи – сумели сохраниться, выстоять и пронести через века свою веру и возродить язык вопреки жизни в рассеянии, гонениям и лишениям, которые обрушились на них. Более того, многие представители этого древнего народа очень и очень успешны. Так как же евреям это удалось? Почему, будучи зачастую отверженными, встречая на своем многовековом пути препоны и препятствия самого разного рода, они тем не менее становились учеными и артистами, финансистами и бизнесменами, писателями и даже военачальниками? В опере «Набукко» Верди предлагает свой ответ на извечный «еврейский вопрос»; его ответ мы попробуем раскрыть, размышляя о музыке оперы на лекции Дины Кирнарской.

«ПРОКЛЯТОЕ МЕСТО»
Лекция об опере «Пиковая дама»

«ЧЕГО ХОТЯТ МУЖЧИНЫ»
Лекция об опере «Кармен»

«КТО ОТКУПОРИТ БУТЫЛКУ ВИНА»
Лекция об опере «Трубадур»





 

 

Поделиться
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media