«Золотой петушок» пропоет в «Геликоне»!

«Геликон-опера» завершает сезон европейской премьерой! С берегов Рейна в Москву прилетит легендарный «Золотой петушок». С 26 по 30 июня - премьерная серия спектаклей. В канун премьеры представляем интервью с руководителями театров, участников копродукции постановки - театра «Геликон-опера» и Немецкой Оперы на Рейне (Deutsche Oper am Rhein) Дмитрием Бертманом и Кристофом Майером.

ДМИТРИЙ БЕРТМАН
генеральный директор-художественный руководитель театра «Геликон-опера»

-Почему все-таки снова «Золотой петушок»?

-«Золотой петушок» - единственная сатирическая опера в русской музыке. В основном русские композиторы обращались к трагедиям, народным драмам, драмам царей, мистериям, любовным страстям, которые развиваются вопреки власти. Те же «Псковитянка», «Царская невеста»…

Наш первый «Золотой петушок» мы поставили в 1999 году. Это был уникальный политический спектакль, первый подобного рода после разрушения Советского Союза. Таких постановок тогда не существовало… Спектакль шел с большим успехом и потом был нами снят в связи с тем, что стал неактуальным.

Нынешняя постановка – наше второе обращение к этой опере, она была сделана в 2016 году в одном из лучших театров Германии, в Немецкой Опере на Рейне (Deutsche Oper am Rhein), в Дюссельдорфе, городе, который, помимо того, что – один из самых значимых регионов Германии, является еще и городом-побратимом с Москвой, и между нашими театрами завязалась большая дружба. В спектакле пели немецкие певцы, но среди них были и русские – Борис Стаценко (он также солист Немецкой оперы на Рейне) и двое солистов «Геликон-оперы» – Анна Гречишкина и Алексей Тихомиров. За пультом был феноменальный дирижер Алекс Кобер. Германия смотрела этот спектакль в течение двух сезонов, теперь он будет идти на нашей сцене. Мы гордимся, что на нашей афише стоят два логотипа – театра «Геликон-опера» и Немецкой оперы в Дюссельдорфе.

- Чем Вас привлекает музыка Римского-Корсакова, ведь в репертуаре «Геликона» - и «Царская невеста», и «Кащей», и «Садко», и «Моцарт и Сальери»?

-Римский-Корсаков – композитор, который обеспечил огромную численность русской оперы, и все его 15 опер являются пиршеством для оркестра, пиршеством звука. Композитор, у которого музыка сначала была на втором месте, потому что он служил моряком. Композитор, который провел огромные исследования в оркестре и достиг в оркестровых возможностях невероятных красок. Композитор, который мог, например, в «Китеже» так создать «Похвалу пустыни» (а это абсолютный шедевр оркестровки, я считаю), что и сейчас, слушая эту музыку, мы удивляемся. Он ведь создал ощущение леса, в который мы словно окунаемся, только за счет симфонического оркестра, не имея синтезаторов, фонограмм и всего прочего.

Римский-Корсаков – это композитор, который невероятно красиво все иллюстрировал. Именно – иллюстрировал. Его роль была очень важной, потому что он создавал еще и оркестровые редакции великого Мусоргского, и делал их такими красивыми, что этой красотой затмевал смысл самого композитора-автора.

Это абсолютный антипод Чайковского. Если Чайковский – это исповедальность, кровь на нотах, с сигаретами и коньяком, то у Римского-Корсакова все продумано, все выверено. И, если Чайковского абсолютно не заботило будущее своих произведений, и он легко шел на компромисс, на купюры, на любые вещи, лишь бы они дальше обеспечивали работу над произведением, то Римский-Корсаков, сочиняя произведение, уже предусматривал невозможность будущих купюр.  Он так выстраивал тональный ряд, чтобы невозможно было скупировать. Он все время ждал какого-то подвоха от всех. И даже, например, в «Кащее бессмертном» у него есть оркестровые куски, где он пишет, что «эта оркестровка идет одну минуту 23 секунды», потому что именно за это время должны опуститься задники и уехать декорации. Он абсолютно технологически прописывал всю историю. Конечно, сегодня, когда не всегда и задники опускаются, и видеопроекции есть, и все, что угодно, к этому можно относиться с улыбкой. В каком-то роде он решал вопросы режиссеров-постановщиков. А постановщики становятся все современнее и пользуются другими средствами, которые дарит цивилизация. На самом деле Римский-Корсаков – это русский Вагнер. Абсолютно нескончаемая вязь красот и смыслов.

-Кто для Вас главный герой в этой опере?

-Мы. Те, кто сидит в зале, и те, кто создает спектакль за кулисами.

-А суть спектакля в чем?

-В  нашем спектакле важно то, что это – сатира на власть, сатира на человеческие нравы. Здесь нет конкретного человека, нет конкретного адреса. Мы делаем спектакль не про сегодня или про вчера. Тут нет конкретных персонажей, которых мы узнаем. Но мы узнаем генетический код свойства власти, свойства народа, свойства этой истории на уровне ДНК. Римский-Корсаков сказал, что его задача – «осрамить Додона». Кстати, в этом спектакле положительных персонажей вообще нет. Но даже отрицательные персонажи – все с невероятным обаянием. Для актеров это очень игровой материал: здесь как раз есть возможность, как в комической опере, создать яркий характер и наслаждаться этой игрой. А для зрителя должен быть результат. Я очень надеюсь, что зрители будут смеяться.

-Как Вам работалось с Владимиром Ивановичем Федосеевым?

-Мы гордимся, что Владимир Иванович Федосеев делает с нами этот спектакль, репетирует, дирижирует, улыбается и смеется. Легендарный маэстро, обладающий невероятной позитивной энергией. Это его второй «Золотой петушок», в 2000-м году он ставил знаменитый спектакль в Брегенце с Дэвидом Паунтни. Кстати, замечу, что «Золотой петушок» – такая опера, в которой за пультом в разные премьеры стояли великие мастера. Н. Голованов, А. Мелик-Пашаев, я застал спектакль Евгения Федоровича Светланова – был тогда ассистентом у Георгия Павловича Ансимова. У нас это делал Кирилл Клементьевич Тихонов. Так что за пультом всегда были Звездочеты-Мудрецы.

-В Дюссельдорфе на сцене Немецкой оперы, увы, не было живого петушка. В «Геликоне» будет петух на сцене?

-Да, у нас выступит петушок по имени Шарж, гордость Московского зоопарка. Огромное спасибо его сотрудникам, которые доверили нам такое сокровище! Шарж уже вписался в наш коллектив, подружился с дирижером, и готов кукарекать по его палочке. Я, как только узнал его имя, просто оторопел. Ведь «Золотой петушок» - это и есть шарж на человеческие нравы, на наше общество. Вот так звезды легли…

КРИСТОФ МАЙЕР,
Директор Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге

- Премьера «Золотого петушка» состоялась в Дюссельдорфе в Немецкой опере на Рейне. Как спектакль был принят местной публикой и прижился ли он в театре?

- «Золотой петушок» – опера, которую очень редко ставят в Германии, в нашем театре она впервые, так что и для зрителей, и для артистов эта постановка стала интересным опытом. Мы действительно получили огромное удовольствие от работы! Конечно, артисты очень много работали над русским текстом, но главную партию исполнял потрясающий русский певец, а за пультом стоял наш главный дирижер – замечательный Алекс Кобер, которому удалось передать все краски музыки Римского-Корсакова.

- Что для Вас главное в этом спектакле?

- Мне кажется, самое замечательное в этой опере – это особое сочетание сказки, сатиры и комедии (что особенно заметно в постановке Димы Бертмана) – и это делает такую очень русскую оперу абсолютно интернациональной.

- Ваше напутствие геликоновцам от имени коллектива Немецкой оперы?

- Мы счастливы, что у нас есть такие фантастические друзья в «Геликон-опере», и я надеюсь, что они получат такое же огромное удовольствие от работы над «Золотым петушком», как и мы! А еще с нетерпением ждем возможности вернуться в Москву 4 сентября для участия в нашем дружеском гала-концерте, в котором примут участие семь солистов нашего театра вместе с великолепными солистами замечательного ансамбля «Геликон-оперы».

- Как Вас встретила Москва, не испугало футбольное безумие?

- Москва всегда прекрасна, это очень вдохновляющий город! Я считаю, мне повезло вдвойне – попасть в Москву во время мирового футбольного первенства – это же фантастика! Место встречи для всего мира!

- Каким будет московский «Золотой петушок», по Вашим ощущениям?

- Вы знаете, самая большая разница, наверное, будет состоять в живом петушке!!! У нас был петух по имени Игорь – настоящий талант! – который прошел с нами весь репетиционный процесс, но, к сожалению, в последнюю минуту его появление на сцене запретили активисты по защите животных. Его заменили искусственным петухом, а нашего героя вернули на ферму, так и не дав ему возможности выступить перед публикой.

Беседовала Ирина Шымчак, фото автора
Благодарим за помощь в организации интервью и перевод Начальника международного отдела Викторию Викторовну Павлову

Поделиться
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media