Гастроли Эстонской национальной оперы триумфально открылись «Фаустом»

Вечером 14 октября на Большой Никитской, дом 19, к красивейшему историческому особняку княгини Шаховской, в котором в наше время живет и творит театр «Геликон-опера», спешили толпы людей. В «Геликоне» давали «Фауста» в постановке художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана, но в исполнении артистов Эстонской национальной оперы, гастроли которой начались именно в этот вечер на сцене зала «Стравинский». Такого ажиотажа Москва не видела давно. 

На спектакль не оставалось даже входных, кассы и администраторов осаждали толпы жаждущих попасть на заграничную постановку Дмитрия Бертмана, которую впервые привезли в Россию, но, хотя, как заявил сам художественный руководитель театра на пресс-конференции в ТАСС парой часов раньше, «у нас зал так построен, что он немножко «резиновый», я думаю, кто очень захочет, тот сможет попасть», - зал «Стравинского» «растягивать» уже было некуда – сидели даже на ступеньках (стюардам пришлось доставлять бесчисленное количество стульев).

Буквально за три часа до начала спектакля в соседнем с театром здании ТАСС прошла пресс-конференция с участием специального представителя Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, заместителя руководителя департамента культуры Москвы Владимира Филиппова, художественного руководителя театра «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана, директора Эстонской национальной оперы Айвара Мяэ, председателя попечительского совета Эстонской национальной оперы Арне Микка, художественного руководителя и главного дирижера Эстонской национальной оперы Велло Пяхна. Также в ней приняли участие художник Энне-Лиис Семперхореограф Марина Кеслер, художница Тийу Вильясаар. По словам Михаила Швыдкого, приезд эстонского театра в Москву – событие поистине историческое. «Отношения русской и эстонской театральных культур всегда были очень глубоки и плодотворны. Эстонская национальная опера задавала тон в музыкальной жизни СССР, репертуар был замечательный. Изменился политический контекст, но все театральные связи у нас сохранились. И сегодня как раз такой период, когда взаимоотношения в культуре приобретают особый смысл», - подчеркнул Михаил Швыдкой.

Художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман рассказал, что впервые артисты театра посетили Эстонию ровно 20 лет назад. «С Эстонской национальной оперой нас связывают двадцатилетние отношения. Вчера как раз было совпадение: 20 лет назад Арне Микк, который тогда руководил оперой «Эстония», пригласил наш театр со спектаклем «Пиковая дама» на фестиваль», - заметил Дмитрий Александрович. И еще раз напомнил, что культура – это та область, где политики быть не должно. «Политика может быть там, где бизнес, где дружба и любовь – политики быть не может. Самое важное для нас – это любовь», - улыбаясь, подвел итог пресс-конференции Бертман. Перед началом спектакля Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера» и Айвар Мяэ, директор Эстонской национальной оперы, обратились к московской публике и гостям столицы с приветственным словом, и эстонский гость сердечно поблагодарил Правительство Москвы и мэра Москвы Сергея Собянина за прекрасное здание, переданное театру городом. «Это самый красивый театр Москвы, и мы счастливы принимать в нашем доме друзей и коллег из Эстонии, - подчеркнул Дмитрий Бертман. - Здесь все сделано с любовью!».

С любовью, безусловно, связано и послание режиссера, закодированное в его постановке оперы Гуно «Фауст». В постановке Дмитрия Бертмана, представленной вечером 14 октября на сцене зала «Стравинский», кипели настоящие страсти – и над всем этим возвышался могучий Мефистофель (бас Павло Балакин). Эстонцы привезли замечательный состав – каждый артист проживал на сцене судьбу своего персонажа эмоционально, с глубоким музыкальным наполнением. И Маргарита в исполнении чешского сопрано Марии Файтовой, и Фауст - тенор Оливер Куусик, и Зибель, в которого потрясающе воплотилась Хелена Локута, и Валентин – Рауно Эльп, и, конечно же, харизматичный Мефистофель – Павло Балакин, удивительно точно отразили замысел режиссера и представили московской публике видение Дмитрия Бертмана убедительно и ярко. Потрясающие декорации (художник Энне-Лиис Семпер) идеально вписались в пространство суперсовременной сцены нового зала «Стравинский», а игра света создавала невероятные иллюзии.

Оркестр Эстонской национальной оперы под руководством главного дирижера маэстро Велло Пяхна звучал выразительно и колоритно – все группы идеально сбалансированы, звучание прозрачно и объемно (не случайно маэстро – представитель знаменитой ленинградской дирижерской школы), гениальная музыка Гуно в прочтении эстонского маэстро лилась в зал со сдержанной, но волнующей экспрессией, и отдельное спасибо группе духовых – и медных, и деревянных, за блистательную работу! Про хор и миманс тоже надо сказать отдельно – хотелось любоваться каждым из артистов, настолько выразительны были все движения, детали и мизансцены. Кстати, украинский бас Павло Балакин в антракте заметил, что в зале «Стравинский» - потрясающая акустика: «Здесь удивительное пространство зала и классная акустика. Звук словно сам льется... Не надо его форсировать, достаточно легко подать, и он парит везде!».

Когда-то после премьеры «Фауста» в Таллине Дмитрий Бертман признался, что «пришло время дать людям заглянуть себе в душу. Я ставил «Фауста» про человеческие пороки. Про искушение. Мефистофель, придя на землю, видит, что он уже лишний – и в финале он уходит в никуда. Вот несчастная семья Маргариты: мы не знаем ее отца и матери, мы знаем только, что у нее есть пьющий брат – и это ее беда. Но и Маргарита искушается, реагируя на шкатулку с брильянтами. Мефистофель видит все – и сожалеет, до чего дожил род людской. И пытается как-то спасти Маргариту. А настоящая дьявольщина в Фаусте. Он не герой, он антигерой». Именно так и получилось на московской премьере. И, когда растаяли последние звуки, зал ошеломленно молчал, а потом взорвался аплодисментами – и этот шквал благодарности обрушился на исполнителей. Артистов долго не отпускали, и, когда наконец публика расходилась, разгоряченная только что пережитыми эмоциями и прекраснейшей музыкой, многие говорили – «Как жаль, что только один вечер! Надо было делать хотя бы два показа». Но «Фауст», представленный артистами в этот вечер, запомнится надолго – и прежде всего, заставит задуматься о многом…

Гастроли Эстонской оперы продолжаются. Вечером 15 октября на сцене зала «Стравинский» московскую публику и гостей столицы ждет еще одно незабываемое событие – концерт «Дуэт двух столиц», в котором – как обещал директор Эстонской национальной оперы Айвар Мяэ, будет сюрприз.

 
Поделиться
Касса театра 8 495 250-22-22

© 2022 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media