Михаил Гужов

МИХАИЛ ГУЖОВ
заслуженный артист Российской Федерации
бас

М. Гужов – яркий представитель прославленной школы русских басов, обладающий мощным и самобытным по тембру голосом, блестящей вокальной техникой и завидным актёрским мастерством. Творческие свершения артиста неоднократно по достоинству оценивались высокими профессиональными наградами. Он  обладатель премии им. Ф. И. Шаляпина II Международного конкурса им. С. В. Рахманинова, Лауреат II Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова, награждён золотой медалью «Национальное достояние» Международного благотворительного  фонда «Меценаты столетия», отмечен премией Фонда Ирины Архиповой.

Родился в Москве. В 1995 году окончил  Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, где занимался в классе народного артиста Российской Федерации, профессора А. В. Лошака. Ещё будучи студентом II курса, в 1992 году М. Гужов был приглашён в качестве солиста оперы в труппу Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где успешно работал до 1998 года, высокохудожественно и вдохновенно исполняя ряд ведущих партий (Фарлафа в «Руслане и Людмиле» М. Глинки, Гремина в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Коллена в «Богеме» Дж. Пуччини, другие), покорив благодарную публику своим богатым творческим потенциалом и заслужив широкую известность в музыкально-театральном мире.

С 1998 года и по сей день М. Гужов – признанный мастер оперной сцены и концертной эстрады, украшает своим многогранным искусством сцену Московского музыкального театра «Геликон-опера», регулярно приглашается для участия в спектаклях ведущих музыкальных театров страны, в том числе Большого театра России (там им исполнено около 30 оперных партий в 23-х спектаклях, среди которых Борис Годунов, Пимен и Варлаам в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского, Полкан в «Золотом Петушке» Н. Римского-Корсакова, Князь Вяземский в «Чародейке»  П. Чайковского, другие), театров Екатеринбурга, Саратова, Самары, Казани, Омска, Астрахани, в постановках оперных спектаклей на зарубежных сценах – Франции, Австрии, Испании, других стран.

В настоящее время в беспрецедентно богатейшем репертуаре М. Гужова около 60 (!) разнообразных по жанрам, стилю, и масштабу оперных партий, свыше 25 из которых, преимущественно ведущих, он подготовил и исполнил на геликоновской сцене. Среди них партии Бориса Годунова в одноимённой опере М. Мусоргского, Кончака («Князь Игорь» А. Бородина), Царя Додона («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), Кочубея («Мазепа» П. Чайковского), Кухарка  («Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева), Заккария («Набукко» Дж. Верди), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), другие.

Яркая творческая индивидуальность М. Гужова постоянно привлекала внимание многих выдающихся дирижёров. Он плодотворно сотрудничал с Е. Светлановым, В. Федосеевым, Дм. Китаенко, М. Плетнёвым, В. Гергиевым, Г. Рождественским, М. Эрмпером. Многолетнее творческое содружество артиста с народным артистом России В. Полянским и руководимой им Государственной симфонической капеллой значительно обогатило отечественный арсенал прекрасных творческих свершений – с участием Михаила Гужова в концертном исполнении прозвучало множество редко, а подчас и впервые исполняемых оперных партитур, в том числе «Война и мир» С. Прокофьева (Кутузов), «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского (Черевик), «Дон Карлос» Дж. Верди (Король Филипп), «Джезуальдо» А. Шнитке (Кардинал), «Сон Тамерлана» А. Чайковского (Митрополит Киприан).

Насыщенная и интенсивная концертная деятельность М. Гужова, украшенная значительными и труднейшим для исполнения кантато-ораториальными и симфоническими полотнами, включая ораторию «Мессия» Г. Генделя, Реквием А. Дворжака, 9-ю симфония Л. Бетховена, 13-ю и 14-ю симфонии Д. Д. Шостаковича и впервые исполненные «Рождественскую ораторию» и «Страсти по Матфею» – сочинения епископа Иллариона Алфеева, также во многом неразрывно связана с этим творческим коллективом.

Многочисленны и пользуются неизменной популярностью аудио и видеозаписи спектаклей с участием М. Гужова. Это – оперетта Д. Шостаковича «Москва – Черёмушки», оперы «Милосердие Тита» В. Моцарта, «Набукко» Дж. Верди, «Война и мир» С. Прокофьева.

Широка и разнообразна география гастролей М. Гужова, как в России, так и за рубежом, как в составе театра «Геликон-опера», так и с сольными выступлениями. Его искусству восторженно аплодировали слушатели и зрители в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Магадане, Хабаровске, Краснодаре, во многих других российских городах; в Италии, Франции, Испании, Великорбритании, КНР, других странах.

Творческие заслуги М. Гужова получили высокую государственную оценку. 

В 2014 году за весомый личный вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства он был удостоен почётного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

27 апреля 2016 года Михаил Гужов исполнил партию Оровеза в концертном исполнении оперы «Норма» В. Беллини при участии мировой оперной звезды Марии Гулегиной, солистов, хора и оркестра театра «Геликон-опера» в Концертном зале им. Чайковского Московской государственной филармонии. Дирижёр Константин Хватынец.

РЕПЕРТУАР:
I.    Оперные партии, исполненные в спектаклях театра «Геликон-опера»

М. Мусоргский «Борис Годунов» – Борис Годунов
А. Бородин «Князь Игорь» (авторская редакция) – Хан Кончак
Н. Римский-Корсаков «Царская невеста» – Собакин
Н. Римский-Корсаков «Золотой петушок» – Царь Додон
А. Сергунин «Доктор Гааз»  – Митрополит Филарет
П. Чайковский «Мазепа» – Кочубей
П. Чайковский «Евгений Онегин» – Гремин
В. Эренберг «Вампука» – Страфокамил
Д. Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда» – Священник
Д. Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда» – Старый каторжник
С. Прокофьев «Любовь к трём апельсинам» – Кухарочка
Д. Тухманов «Царица» – Граф Никита Панин
В. Моцарт «Свадьба Фигаро» – Доктор Бартоло
В. Моцарт «Милосердие Тита» – Публий
Дж. Россини «Севильский цирюльник» – Дон Базилио
Дж. Верди «Набукко» – Захария
Дж. Верди «Макбет» – Банко
Дж. Верди «Аида» – Рамфис
Ж. Бизе «Кармен» – Цунига
У. Джордано «Сибирь» – Валицын
Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» – Линдорф
Р. Вагнер «Запрет на любовь» – Бригелла
А. Дворжак «Русалка» – Водяной
Дж. Гершвин «Гершвин-гала» – Солист

II.    Оперные партии, исполненные в спектаклях других театров:
а) Большой театр России (ГАБТ РФ)
М. Мусоргский «Борис Годунов» – Варлаам
Н. Римский-Корсаков «Псковитянка» – Князь Вяземский
Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» – Бермяга
Н. Римский-Корсаков «Золотой петушок» – Полкан
Н. Римский-Корсаков «Царская невеста» – Малюта Скуратов
Н. Римский-Корсаков «Садко» – Варяжский гость
П. Чайковский «Евгений Онегин» – Зарецкий
П. Чайковский «Пиковая дама» – Сурин
П. Чайковский «Иоланта» – Бертран
П. Чайковский «Опричник» – Молчан
С. Прокофьев «Любовь к трём апельсинам» – Герольд
С. Прокофьев «Игрок» – Потапыч
Дж. Верди «Сила судьбы» – Маркиз Калатрова
Дж. Верди «Травиата» – Барон
Дж. Верди «Набукко» – Великий жрец
Дж. Верди «Аида» – Фараон
Дж. Пуччини «Турандот» – Мандарин

б) Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
М. Глинка «Руслан и Людмила» – Фарлаф
Дж. Верди «Эрнани» – Де Сильва
Дж. Верди «Отелло» – Лодовико
Дж. Пуччини «Богема» – Коллен

в) Другие театры
А. Даргомыжский «Русалка» – Мельник (Саратовский театр оперы и балета)
М. Мусоргский «Борис Годунов» – Пимен (Казанский театр оперы и балета)
А. Бородин «Князь Игорь» в редакции А.  Глазунова и Н. Римского-Корсакова – Галицкий (Самарский театр оперы и балета)
П. Чайковский «Иоланта» –  Король Рене (Екатеринбургский театр оперы и балета)
В. Моцарт «Дон Жуан» – Мазетто (Оперная студия Московской консерватории)
г) Оперы в концертном исполнении
М. Мусоргский «Сорочинская ярмарка» – Черевик (Государственная академическая симфоническая капелла России, ГАСКР)
С. Рахманинов «Скупой рыцарь» – Барон (ГАСКР)
С. Прокофьев «Война и мир» – Кутузов (ГАСКР)
А. Шнитке «Джезуальдо» – Кардинал (ГАСКР)
А. Чайковский «Сон Тамерлана» – Митрополит Киприан (ГАСКР, мировая премьера)
Дж. Верди «Дон Карлос» – Король Филипп (ГАСКР)
С. Танеев «Орестея» – Агамемнон (Российский национальный оркестр п/у Плетнева)
С. Рахманинов «Алеко» – Алеко (Омская филармония)
С. Рахманинов «Алеко» – Старый цыган (Омская филармония)
III. Концертный репертуар 
а) сольные партии в масштабных кантато-ораториальных произведениях, исполненных, в основном, в составе Государственной академической симфонической капеллы России
 под руководством народного артиста России В. Полянского
К. М. Вебер Месса Es dur
Дж. Россини «Малая торжественная месса»
Г. Гендель Оратория «Мессия»
Л. Бетховен «Симфония» № 9
А. Брукнер Месса № 1
А. Дворжак Реквием
А. Дворжак Stabat Mater
Д. Шостакович Симфония № 13
Д. Шостакович Симфония № 14
Епископ Илларион Алфеев «Рождественская оратория»
Епископ Илларион Алфеев «Страсти по Матфею»
б) камерные вокальные произведения
1. Г. Свиридов, вокальный цикл «Отчалившая Русь». Первое исполнение, в сопровождении оркестра п/у В. Федосеева
2. Вокальные циклы П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Танеева, Ф. Шуберта
3. Сцены и арии из опер, романсы и вокальные произведения многих форм отечественных и зарубежных, классических и современных авторов.

 

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Публий («Милосердие Тита»)

Сервилия - Елена Семёнова, Анний - Мария Масхулия

Додон «Золотой петушок» Н. А. Римский-Корсаков


Граф Никита Панин («Царица», Д. Ф. Тухманов)


Собакин («Царская невеста», Н. А. Римский-Корсаков)
 

Водяной («Русалка», А. Дворжак)
 

Кухарочка («Любовь к трём апельсинам», С. Прокофьев)

Борис («Борис Годунов» М. П. Мусоргский)

Линдорф («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбах)

Борис («Борис Годунов» М. П. Мусоргский)

 

 


Фото Натальи Мельниковой и Олега Начинкина

Касса театра 8 495 250-22-22

© 2016 Геликон-опера

Создание сайта - Dillix Media